Иностранцы, которые посещали Русь в Средние века, отмечали, что здесь предпочтение в строительстве отдаётся дереву. При этом деревянные дома (по словам тех же заморских гостей) были гораздо теплее каменных, к тому же, в наших домах наблюдалось меньше сырости.
Деревянные дома (при кажущейся недолговечности) обладали важным преимуществом: их можно было довольно легко чинить. Даже целый сруб с помощью системы рычагов могли приподнять, для того чтобы гнилое бревно (причём в самом низу!) заменить на целое. В этом смысле каменный дом проигрывал.
Строить дома в ту пору предпочитали из сосны. Причём что интересно, в летописях писали не «построить город…», а «срубить город…», тем самым подчёркивая особенность национального градостроения.
Поскольку топор в те дальние годы был основным инструментом при работах, то и отношение к такому инструменту было особым. Недаром очень долго в народе ходили такие поговорки, как «Топор — кормилец», «Топор острее, так и дело спорее» или, например, «Топор — делу голова».
Конечно же, помимо топора в арсенале наших строителей были и другие инструменты. Например, отвес (чаще всего — шнурок с грузилом), скобель (инструмент для снятия коры с дерева), долото, тесло (для выемки крупных пазов в дереве), пила. Однако среди вышеперечисленных инструментов топор всё равно главенствовал.
В некоторых исторических работах встречалось (и встречается) утверждение, что в старину, мол, состоятельных людей было крайне мало, и поэтому почти все обитали в землянках или эдаких полуземлянках. В защиту этого положения даже приводились отчёты и фотографии с мест раскопок.
Однако с развитием научного инструментария удалось установить следующее. Строения, которые ошибочно принимали за землянки (или что-то подобное) — это жилые дома, просто часто в них делали пониженный пол для сохранения тепла. То есть в центре деревянного дома была такая выемка (обшитая тёсом), где могла стоять печь.
Если пол был обычным, то под домом также могла быть выемка. Только в этом случае она служила кладовой для хранения припасов. А под этой кладовой даже частенько выкапывали ледник, который зимой заполняли льдом, и получали примитивный холодильник. Так что во втором случае под домом имелись целых два подземных этажа.
Интересно, что хоромы, которые мы по привычке считаем признаком какого-то богатства, на Руси были обыденным явлением. Хоромы, как говорят историки, мог позволить себе вполне обычный человек.
Дело в том, что сейчас хоромами исследователи древней архитектуры считают все постройки (дом, сарай, хлев), которые находились в пределах одного двора. То есть семья с большим количеством детей (среди которых обязательно было несколько крепких сыновей) могла себе позволить хоромы, или, иначе, несколько строений, порой весьма компактных.
В какой-то момент наши строители стали рубить так называемые трёхкамерные дома (хоромы). Это когда основной дом (отапливаемый) соединяли переходом с неотапливаемым сараем, хлевом или кладовой.
А вот терем, конечно, был символом достатка. Позволить себе его построить могли купцы, ремесленники, мастера золотых (серебряных) дел или местная знать.
Терем обычно бывал двухэтажным и трёхкамерным. На втором этаже такого действительно богатого дома ставили большую печь, а окна всюду обрамляли витиеватые наличники. Часто у терема ещё была дозорная башня-вежа, а также крытый двор вокруг хозяйственных построек. Тут уж если были средства, то народ не скупился на строительство.
Интересно, что в пределах одного селения существовало всего несколько проверенных строительно-плотницких бригад. Поэтому, как свидетельствуют архивные документы, без всяких генеральных планов наши древние селения выглядели аккуратно и в едином архитектурном стиле.
Сейчас, конечно, деревянные города не сыщешь. Но энтузиасты продолжают изучать старинное русское деревянное зодчество, чтобы в совершенстве овладеть секретами домостроения из дерева…
Смотрел репортаж с места раскопок средневекового русского города. Там рассказывали, что, когда дом сгорал, или разрушался, новый строили на его месте, естественно, не трогая фундамент, который. благодаря активной хозяйственной деятельности человека, погружался под землю. В средневековых городах места было немного, потому такое строительство позволяло не конфликтовать с соседями и функционально использовать всю территорию. Подозреваю, что для человека, который не является знатоком в этой сфере вид бревенчатых стен, которые уходят куда глубже, чем находится изучаемый культурный слой, выглядит как землянка. Идентифицировать дома различных эпох, вернее, их останки, позволяет дендрохронология.
Оценка статьи: 5
0 Ответить