• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Игорь Вадимов Грандмастер

Какие самолеты нарушали границы нашей страны?

Вскоре после окончания Второй мировой вокруг СССР появился «железный занавес» и началась холодная война, закончившаяся только в 90-е. Сколько самолетов сбили и сколько человек погибло за время этой войны? Сколько раз появлялся риск превращения холодной войны в Третью мировую?

Е. Малолетков, «Коль забыли, где границы, мы поможем приземлиться!», 1954 г. Фото: artchive.ru

Начиная с 1945 по 1990 год произошло около полусотни инцидентов. Не все они заканчивались сбиванием самолета и кровью пилотов, но такое случалось довольно часто.

Первый инцидент произошел во второй половине 1945 года. Пилот Джо Миллер кружил над Берлином, который в это время был оккупирован советскими войсками. Самолет был сбит, пилот прыгнул с парашютом. Дальнейшая его судьба до сих пор неизвестна. Вроде бы 2 года после этого он находился на одном из островов ГУЛАГа, в Карабашском ИТЛ, потом его следы теряются.

После этого авиаразведка ПВО СССР приостановилась, разведполеты над территорий СССР возобновились только в 1950 году. В том году произошло 4 случая нарушения границ СССР самолетами США.

Ла-11, последний поршневой истребитель СССР
Ла-11, последний поршневой истребитель СССР
Фото: riotclub.online
  1. 8 апреля четырехмоторный самолет PB4Y-2 «Приватир», принадлежавший разведэскадрилье ВМС США, был встречен самолетами ПВО Ла-11 в районе Лиепаи, произошел воздушный бой, самолет был подбит и пытался уйти, но упал недалеко от от побережья. Экипаж в количестве 10 человек погиб.
  2. В мае истребитель ПВО Ла-11 сбил над Чукоткой самолет Р-51 «Мустанг». Факт боя американской стороной отрицался.
  3. В октябре, уже во время корейской войны, два самолета F-80 «Шутинг стар» атаковали советский аэродром под Владивостоком, проштурмовав стоящие там самолеты-истребители Р-63 «Кинг-Кобра». Несколько самолетов были повреждены, один потом даже списали. Жертв среди экипажей и обслуживающего персонала не было. Американцы извинились, сказали, что пилоты сбились с маршрута. Их после этого якобы даже наказали.
  4. В декабре около Владивостока самолет морской разведки P2V «Нептун», приписанный к 61-й патрульной эскадрилье ВМС США, был перехвачен во время ночного разведывательного полета звеном МИГ-15. Американец отстреливался и даже сбил один из советских истребителей.
Самолет P2V-2 в 1952 г.
Самолет P2V-2 в 1952 г.
Фото: ru.wikipedia.org

В дальнейшем количество нарушений государственной границы СССР только росло.

Ночью с 14 на 15 мая 1951 года из Афин вылетел самолет спецслужб США, который преодолел несколько границ и сбросил двух агентов-парашютистов. Агенты вскоре были пойманы в районе города Бендеры Молдавской ССР.

6 ноября 1951 г. над заливом Петра Великого возле Владивостока произошел воздушный бой, в ходе которого был сбит американский самолет P2V-3W «Нептун», взлетевший с одной из авиабаз США в Японии. Весь экипаж самолета погиб.

В 1952 году произошло 7 случаев проникновения самолетов США на территорию СССР. Производилась разведка, сбрасывались агенты-парашютисты. Нарушителями были и специальные разведывательные самолеты, и самолеты разведки, переоборудованные для сброса разведчиков-парашютистов. Два раза в провокациях участвовали самолеты Р-29 «Суперкрепость», причем один из них производил разведку Курильских островов и был сбит самолетами ПВО Ла-11, а второй был сбит над Японским морем самолетами МиГ-15. Члены экипажей обоих самолетов погибли.

Суперкрепость Боинг Б-29
Суперкрепость Боинг Б-29
Фото: vpk-news.ru

Вплоть до конца 1950-х годов каждый год происходило до восьми нарушений нашей границы самолетами США. Но по мере становления пограничной ПВО СССР количество нарушений границ уменьшается и для этого начинают применять самолеты типа U-2, способные достигать высоты выше 21 км.

Так, например, за 60-е годы было всего шесть случаев нарушения советской госграницы самолетами США, причем если U-2 пытались вести глубокую разведку СССР, то остальные случаи нарушения госграницы производились уже с целью разведки приграничной ПВО.

Lockheed U-2C в серой камуфляжной окраске «Sabre», 1975 г
Lockheed U-2C в серой камуфляжной окраске «Sabre», 1975 г
Фото: ru.wikipedia.org

В дальнейшем границу СССР нарушали в основном самолеты Швеции, Турции, Ирана и Южной Кореи. 20 апреля 1978 года и 1 сентября 1983 два корейских пассажирских Боинга, нарушив границу, зашли в особо охраняемые районы СССР. Один, в районе Мурманска, был подбит и сумел совершить вынужденную посадку. Второй, пролетевший над военно-морскими базами на Камчатке и Сахалине, был сбит самолетом ПВО.

Очень часто реакция советского (а сейчас — российского) ПВО западными СМИ оценивается как чрезмерная. Но стоит вспомнить, что, когда приграничное ПВО СССР-России не перекрывало всю границу, нарушения границы нашей страны производились много раз каждый год, причем в том числе и для сброса на нашу территорию агентов-парашютистов.

Статья опубликована в выпуске 31.10.2020

Комментарии (1):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети: