Безусловно, сообщения и приказы посылались и за моря-океаны, но это носило нерегулярный характер. К тому же, по понятным причинам, такие отправления часто пропадали.
В России до поры до времени подавляющее большинство почтовых отправлений уходило по суше.
После создания особой почтовой службы при Петре Первом появилась должность генерал-почтмейстера. Известно, что один из них, по фамилии Шафиров, и донёс до государя мысль о том, что за границу неплохо было бы отправлять почту и посылки на кораблях.
Тот согласился с этим очевидным предложением и приказал выделить два фрегата для почтового ведомства. Эти суда стали курсировать по маршруту Кронштадт-Любек (город в Германии). Регулярные отправления по этому маршруту стартовали в 1723 году.
Затем в Петербурге была построена и отдельная почтовая пристань. Суда для почтовых отправлений стали называть пакетботами.
Собственно, почта, приходящая в Любек, частично отправлялась и дальше, в другие европейские страны. Но уже по суше.
В общем, поскольку Пётр Первый весьма долго и настойчиво прорубал «окно в Европу», то поэтому и понятно, что Балтийское море регулярными почтовыми русскими кораблями было освоено раньше всего.
Чуть позже, уже после смерти императора Петра, русские почтовые суда стали ходить и по Каспийскому морю. Этому водоёму, вообще-то, наш самодержец тоже уделял внимание. Но, конечно, не такое пристальное, как Балтике.
В общем, с 40-х годов ХVIII столетия русские корабли стали перевозить почту и по Каспию, отправляясь из Астрахани на юг, в сторону богатой и загадочной Персии.
Любопытно, что на Каспии почтовые суда именовались чекботами. И перевозили они поначалу преимущественно разные товары, потому что собственно почты сперва было не так уж и много.
Время шло. Чёрное море, долгое время считавшееся «внутренним» турецким водоёмом, постепенно становилось доступным и для русских судов. Когда в результате очередной русско-турецкой войны турки отступили, почтовые русские суда занялись морскими перевозками и по Чёрному морю.
Вначале они отправлялись в плавание из Таганрога и Херсона. И добирались до Константинополя. Затем, когда Одесса (вернее, место, где совсем скоро возникнет Одесса) вошла в состав Российской империи, почтовый центр черноморского региона переместился туда.
Хотя парусные суда год от года улучшали свои характеристики, их век неминуемо подходил к концу. А с ним — и эпоха парусных почтовых судов.
Известно, что в мае 1827 года английское паровое судно «Георг IV» пришвартовалось в Петербурге. И это событие вызвало огромный интерес у жителей и гостей города. Ещё бы! Буквально первый заграничный пароход, появившийся в русской столице!
Но самым интересным было то, что хозяин судна тотчас же отправился в почтовый департамент и предложил организовать регулярное сообщение Англии и России.
Тут надо заметить, что англичанин планировал перевозить на судах, помимо почты, товары и пассажиров. Но так как почта тогда уже была довольно серьёзным и нужным делом (к тому же, регулярным), то предприимчивый житель туманного Альбиона и направился в почтовый департамент.
Предложение английского негоцианта приняли и составили правила, по которым он должен был перевозить почту. Причём наши чиновники особо оговорили в этих правилах, что корабли будут по дороге заходить ещё и в прусские порты.
Хозяин судна «Георг IV» пообещал, что его судно будет делать 5 рейсов туда-обратно за одну навигацию. И обещание своё сдержал.
Совсем скоро, оценив возможности новых почтовых и торговых направлений, возник и отечественный, так сказать, производитель — «Рижская акционерная компания». Суда этой компании также занялись перевозкой грузов и почты, но они располагали не одним кораблём, поэтому делали за одну навигацию до 18 рейсов.
Так в истории почты России открылась ещё одна интересная страница…
Александр Котов, подозреваю, что информации о заболеваниях, которыми страдали в Средневековье крайне мало еще и потому, что к медикам...