• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Максим Мищенко Грандмастер

Какой была голубиная почта?

Во все времена люди проявляли такую изобретательность в том или ином деле, что порой даже им завидуешь. Так было, например и с почтой. Нет, обычная почта — дело вроде как очевидное и простое. А вот голубиная… Да, именно так!

Фото: Depositphotos

Сразу следует пояснить, что голубей для отправки почты стали привлекать не просто так, а по причине ряда достоинств. Голуби — они выносливые, хорошо ориентируются в пространстве, и еды для жизнедеятельности им требуется не так уж и много.

Случаи отправки сообщений с помощью голубей отмечены в старинных документах. При этом историки склоняются к мысли, что голубей для обмена короткими записками использовали ещё до нашей эры.

Однако был в истории почты не так давно такой период, во время которого голубиная почта достигла своего расцвета и тут же успела обрасти кучей легенд и небылиц.

В общем, в 1870—1871 годах случилась в Европе франко-прусская война. Французы тогда действовали не очень эффективно, и прусские войска смогли взять в осаду Париж. Началась блокада французской столицы. Потребовалось наладить связь с внешним миром.

Жак Гийо и Жюль Дидье, «Отправление Гамбетты на воздушном шаре из Парижа»
Жак Гийо и Жюль Дидье, «Отправление Гамбетты на воздушном шаре из Парижа»
Фото: ru.wikipedia.org

Поначалу французы не растерялись и стали отправлять письма и всякие уведомления с помощью воздушных шаров. Шары неприятель иногда сбивал, но в целом такой вид отправлений себя вполне оправдывал.

Однако совсем скоро возник закономерный вопрос: а как доставлять письма из других городов в Париж? Даже если будет очень хороший и точный попутный ветер, опустить шар прямо в столице осаждённой Франции будет крайне проблематично. Скорее всего, на малой высоте его и собьют из тех самых новеньких дальнобойных прусских ружей, которые уже прислали на фронт.

Тогда французский дрессировщик голубей Луи Ван-Розебек озвучил простую мысль. Он предложил отправлять из Парижа на воздушных шарах, помимо корреспонденции, обученных голубей в специальных клетках. А потом голуби смогут спокойно (почти спокойно) вернуться в Париж. Но уже с письмами.

Известно, что 25 сентября 1870 года на воздушном шаре из Парижа в сторону французского Тура вылетел не кто-нибудь, а директор почты и телеграфа по фамилии Штекакерс. Он благополучно приземлился в Туре, доставив туда корреспонденцию, а также клетку с почтовыми голубями.

На следующий день эти голуби с короткими сообщениями были выпущены из Тура. Птицы были уже дрессированные, и полетели они, ясное дело, в сторону Парижа.

Тут пришлось спешно решить ещё одну проблему. Голуби могли переносить не так много сообщений на себе. Так как же в таком случае увеличить, скажем так, пропускную способность голубиной почты?

Решение пришло от французского фотографа по фамилии Драгон. Он придумал новый способ микрофотографирования, при котором на участке примерно в 3 квадратных сантиметра помещалось почти 20 000 слов!

Само фото делалось на тонкой плёнке из коллодия (это такой прозрачный клей), и плёнка потом аккуратно отделялась от стекла. Это делали уже после получения снимка.

И вот теперь, при таких раскладах, в Париж можно было отправлять и длинные письма, и пространные депеши о ходе военных действий, и даже какие-нибудь стихи.

Такие микроотправления вставляли в специальный футляр. Его делали из пустого (внутри) гусиного пера. Сверху такой футляр запечатывали кусочком воска.

Пьер Сесиль Пюви де Шаванн, «Почтовый голубь»
Пьер Сесиль Пюви де Шаванн, «Почтовый голубь»
Фото: artchive.ru

Обычно голубь брал на себя до 15 таких писем. После того как пернатый почтальон опускался в Париже, с него снимали все сообщения. Их прочитывали с помощью проекционного экрана, расшифровывали. Затем чиновники списывали текст на бланк и вручали такое трансформированное послание адресату. А им мог быть и простой французский гражданин, поскольку с 4 ноября 1870 года почтовая служба Франции дозволило переписку с Парижем и частным лицам.

Известно, что письмо из 20 слов стоило тогда 10 франков. Сумма довольно приличная, но людей это не сильно останавливало, тем более, если речь шла о возможности контактировать со своими нуждающимися родственниками из Парижа.

  • Установлено, что в ту пору голуби доставили примерно 100 000 официальных сообщений, и более МИЛЛИОНА частных!

После завершения франко-прусской войны в разных странах поначалу возник сильный интерес к голубиной почте. Но не только голуби интересовали энтузиастов в плане доставки почты.

В США один человек, заметивший, что ласточки летают значительно быстрее голубей, смог обучить нескольких ласточек для доставки сообщений.

Были опыты с дрессировкой соколов и чаек для нужд почтовых ведомств. Чайки в этом смысле даже казались предпочтительнее, потому что они могли летать в любую погоду и быстрее голубей.

Однако про прошествии некоторого времени выяснилось, что лучше голубей для отправки маленьких почтовых сообщений по воздуху ничего нет.

Голубиный автомобиль французской армии в первую мировую войну
Голубиный автомобиль французской армии в первую мировую войну
Фото: Журнал Нива, № 47, 1916 г., ru.wikipedia.org

Поэтому в разных странах всё же создали небольшие почтовые отряды из голубей, которые отлично зарекомендовали себя и в Первую, и даже во Вторую мировые войны…

Статья опубликована в выпуске 18.01.2021
Обновлено 16.09.2022

Комментарии (2):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети: