Но оказывается, что затерянные города инков — не единственные масштабные достопримечательности, сохранившиеся до наших дней. Цивилизация инков оставила после себя ещё интересные и не особо изученные объекты материальной культуры.
Речь идёт о дорогах. Да-да, именно о дорогах! Дело в том, что огромное и могущественное государство инков располагалось на весьма обширных территориях. И чтобы эффективно управлять этими территориями, дороги нужны были очень и очень.
Известно, что в 1528 году отряд под руководством испанца Франсиско Писарро после длительных блужданий по джунглям вышел к богатому городу инков — Тумбесу. Так вот, конкистадоров из Испании поразил не только город, но и многочисленные и весьма удобные мощёные дороги вокруг этого города!
Историки однозначно утверждают, что инки обладали широко разветвлённой системой шоссейных дорог. В пользу этого говорит и тот удивительный факт, что до наших дней сохранилось около 20 000 километров этих дорог!
У инков существовало две основных транспортных артерии.
- Первая начиналась на территории нынешней Колумбии, затем проходила через столицу Куско, горы Анды и вливалась на территорию современной Чили.
- Вторая дорога шла по побережью (которое нынче принадлежит Чили), тянулась эта трасса с севера на юг.
В какой-то момент обе дороги соединялись, а затем шли как бы параллельно. Интересно, что эти основные магистрали инков были на всём протяжении соединены боковыми ответвлениями.
Удивляет не только этот факт, а ещё и то, что инкам не было известно колесо. То есть все грузы у них перевозились на ламах, либо переносились рабами. Были и свободные граждане, которые просто работали носильщиками.
Помимо этого, в инкском государстве существовала своеобразная почта в лице хорошо тренированных гонцов. Они находились друг от друга на одинаковых расстояниях — были, что называется, в полной боевой готовности в смысле доставки донесений. Благо каменные дороги уже существовали.
Известно, что с этими гонцами донесение преодолевало 2000 километров за 5 дней! Скорость удивительная для той эпохи. И это с учётом того, что инки не использовали повозки и лошадей!
Дороги инков были настолько удобны и хороши, что многие из них сохранились и по сей день. Строили их, стало быть, на совесть.
До наших дней дошли сведения, что в государстве инков существовала 90-дневная трудовая повинность на строительстве дорог империи. Интересно, что пока мужчина (основной кормилец) нёс такую нужную повинность, он получал за это одежду, еду и временное жильё.
Дороги инки строили и в пустынях. А чтобы их не заносило песком, такие транспортные артерии обкладывались с двух сторон массивными плитами. А теперь представьте, что это был за труд — без телег и лошадей подтаскивать в пустыню глыбы одинакового размера? Да ещё и вытесанные буквально с помощью каменной стамески!
Тем не менее дороги были выстроены. Инки настолько поднаторели в этом деле, что в болотистых местах устраивали прочные насыпи. А через ущелья перекидывали крепкие висячие мосты.
Эти мосты покоились на толстенных канатах, сплетённых из ветвей американской агавы. К каждому такому мосту было прикреплено определённое близлежащее селение, в обязанность которого входило содержание моста в надлежащем виде.
Установлено, что в 1350 году через ущелье глубиной в километр был переброшен висячий мост. Так вот, простоял он до 1880 года!
А некоторые сооружения инков подобного рода позволяют переходить через реки и неширокие ущелья и сейчас! Висячие мосты до сих пор сохранились в некоторых уголках Перу.
Так что впору после всего сказанного возить туристов не только к пирамидам майя, но и к дорогам инков…
Александр Котов, подозреваю, что информации о заболеваниях, которыми страдали в Средневековье крайне мало еще и потому, что к медикам...