Эту проблему постарались оперативно решить с помощью американцев, состоявших у нас в союзниках. Вот они и начали поставлять в СССР военные автомобили нескольких марок.
Американцы в деле производства военных автомобилей уже успели накопить приличный опыт. Впервые нечто вроде военной машины появилось в американской армии в 1916 году. Тогда североамериканская армия воевала против мексиканских повстанцев. И во время этой войны американцы додумались ставить на грузовики пулемёты. Вот и всё.
Эти машины, кроме пулемётов, никакого сходства с военной техникой не имели. Однако они показали свою эффективность благодаря неплохой манёвренности.
С окончанием этой войны, а также Первой мировой, интерес к военной автотехнике у многих производителей снизился. Но только не у американской компании «Додж».
Знаменитая автомобильная фирма, существующая и ныне, после Первой мировой войны производила, в числе прочего, грузовики. И вот, отвечая, так сказать, запросам рынка, «Додж» в 1934 году выпустил свой первый полноприводный грузовик. И не просто полноприводный, а с отключаемым приводом переднего моста.
- Машина потребителям понравилась, тем более что она могла брать на борт целую тонну полезной нагрузки.
Следуя в фарватере успеха своего грузовика, в 1939 году компания «Додж» выпустила первый джип VC-1. Это была машина, перелицованная из грузовика. Кузов тут был пятиместный, вместо дверей — вырезы, а подвеска была усилена с учётом всякого бездорожья.
- Этот гражданский вариант грузовика мог брать на борт, помимо пассажиров, ещё 500 кг грузов.
Уже через год, в 1935 году, «Додж» выпускает обновлённый вариант машины VC-1. Вот она-то сразу проектировалась одновременно и для военных нужд, поэтому семейство этих машин получило обозначение WC. У этих машин была закрытая кабина и более мощный двигатель. Выпускались эти автомобили до конца 1941 года.
А вот в 1942 году вышел в свет, скажем так, окончательный вариант джипа серии WC. Теперь у него, ко всем имевшимся достоинствам, расширилась колея и шины получили хорошие грунтозацепы. Вот американцы и стали выпускать настоящие джипы, которые тут же оценили военные.
Именно эти машины в довольно большом количестве получил Советский Союз по ленд-лизу.
- Джип серии WC мог перевозить на себе до 750 кг груза. Масса без груза у него составляла 2315 кг.
Дорожный просвет у американской машины был внушительным — 273 миллиметра. Максимальная скорость у «Доджа» составляла 87 км/ч. Средний расход бензина был весьма приличный — 28,5 литра на 100 км, и это — на шоссе! Впрочем, на войне бензин не так экономят, как в мирное время.
В СССР получаемые «Доджи» быстро расходились по военным соединениям. Вначале они использовались как тягачи для противотанковых дивизионных орудий. Затем выносливые американские внедорожники стали применять по-всякому: как санитарные автомобили, как разведывательные машины, как транспорт сопровождения для высокого командования.
Бывало и так, что на этих джипах устанавливали радиостанции или, к примеру, зенитные установки.
Американских машин было у нас так много, что существовал специальный завод по их ремонту. А на Ленинградском шинном заводе делали резину для заокеанских автомобилей.
В самом конце войны, в 1945 году, СССР успел получить трёхосный вариант «Доджа» грузоподъёмностью в 1,5 тонны. Это была модель WC-62.
Интересно, что внедорожник «Додж» серии WC (не грузовик) послужил основой для советского автомобиля ГАЗ-62. Последний был во многом скопирован с американской машины, но улучшен и неплохо переработан. К сожалению, эта ГАЗовская модель в серию не вошла.
После окончания Великой Отечественной американские машины продолжали нести службу в Советском Союзе, только теперь уже службу мирную. Говорят, заграничные машины на наших дорогах можно было встретить ещё в начале 70-х годов.
Ну, а теперь их можно увидать только на всяческих ретро-выставках. Или в кино. Что ж, и то хорошо.
Ко мне подходит санитарка, звать Тамарка,
Давай тебя перевяжу, сикось накось,
И в санитарную машину, Студебекер,
С собою рядом положу.
0 Ответить
Спасибо Вам за интересную статью. Сейчас, в преддверие Дня Победы такие материалы читаются с удвоенным интересом!
Оценка статьи: 5
1 Ответить
Магдалина Гросс, и Вам спасибо! С праздником Победы!
0 Ответить
Как можно в таком обзоре не упомянуть Студебеккер ? Их чаще видели с "Катюшей", чем ЗиС-5.
Как историку автопрома, автору предлагается раскопать историю столетней давности о неудачной попытке в Швеции заменить дифференциал на обгонные муфты в ступицах колёс. Меня эта идея тоже "мучила и жгла", хотя я не знал о попытке в Швеции. Статья обстоятельная, оценка в цифири
1 Ответить
Сергей Дмитриев, "Студебеккер" - это тема для большой обстоятельной статьи. Спасибо!
0 Ответить