Впрочем, обо всём по порядку. В предвоенные годы в СССР существовала добровольная организация — Автодор. Занималась она развитием автомобилестроения и дорог в стране. При этой организации, довольно весомой в своё время, имелась водномоторная секция. Как следует из названия, она занималась всякими судами, преимущественно, маломерными.
Сотрудники Автодора разработали пару десятков моделей полуглиссеров — судов небольших размеров с малой осадкой и неплохими скоростными характеристиками. По сути, это были привычные нам катера.
Первоначально полуглиссера и глиссера в СССР часто становились прогулочно-туристскими катерами, использующимися на курортах. Что интересно, сначала на таких судах стоял воздушный винт (что было опасно и не очень удобно), а потом на него стали ставить привычный водяной гребной винт. Это случилось после того, как появился компактный автомобильный двигатель, который стало возможным установить на катер.
В общем, строили такие суда в СССР и не думали, что они будут нужны на фронте. Однако с началом Великой Отечественной войны полуглиссера были мобилизованы, а многие из них — включены в состав Волжской Военной флотилии.
У описываемых судов появились новые военные «профессии». Оказалось, что на советских прогулочных катерках можно успешно вывозить раненых, доставлять небольшие грузы, донесения, забрасывать в тыл противника диверсионные группы, буксировать на реках паромы и так далее.
А чтобы противник не воспринимал наш катер как игрушку, на его носу на треноге устанавливался пулемёт «Максим». Кстати, экипаж советского катера состоял всего из двух человек. Оно и понятно — на таком судне каждый килограмм важен.
В общем, наши катерочки вполне успешно использовались и на Волге, и на Днепре, и на Березине, и на Дунае.
И вот наступил 1945 год. Штурм Берлина. Вроде бы классическая сухопутная операция при поддержке артиллерии и авиации. Однако не всё оказалось так просто.
Немцы постарались превратить свою столицу в последнюю нацистскую крепость. Наша артиллерия и авиация не смогли толком подавить огневые точки противника. Тот ловко использовал берлинские подвалы и подземные коммуникации.
К тому же через город протекала река Шпрее. Мосты через неё немцы разрушили либо заминировали, а сама река в пределах города была одета в гранит высотой до пяти метров. То есть это были своеобразные крепостные стены.
В таких условиях форсировать реку, а уж тем более ставить на виду противника понтоны, означало погубить тысячи жизней советских солдат. И это — в последние дни войны! Тогда вице-адмирал Григорьев и предложил при штурме Берлина использовать полуглиссеры.
В общем, вечером 22 апреля 1945 года 11 советских катеров скрытно были переброшены к реке. На воду их спускали буквально на руках. И хотя немцы обнаружили наши суда на реке и открыли шквальный огонь, в 1час 45 минут 23 апреля пятнадцать наших десантников уже находились на западном берегу Шпрее… А к рассвету целый советский полк удалось перебросить через реку.
Впрочем, успехи нашим солдатам давались непросто. Потери советских соединений в ходе форсирования были всё-таки значительными.
Тогда командование отдало приказ при форсировании бить по немцам из орудий с удвоенной силой. Одновременно с этим стали срочно наводить понтонные переправы через Шпрее. И тут наши катера быстро «переквалифицировались» в буксировщиков понтонов.
В общем, за несколько дней после высадки первой группы из 15 человек наши маломерные смогли обеспечить переброску через Шпрее почти 16000 бойцов, 600 орудий с миномётами и 27 танков.
И этот факт чрезвычайно ускорил капитуляцию берлинской группировки.
Из тридцати русских моряков, участвовавших в те дни в переброске советских частей через Шпрее, девять получили звание Героя Советского Союза. Семь из них — посмертно.
Любопытно, не пытались ли до войны использовать глиссеры в спортивных целях - гонки на них организовать? Авиация после своего рождения использовалась пилотами для демонстрации своей ловкости и стальных нервов. Конечно же, делалось это в развлекательных целях, правда, туристов заманить в опасную прогулку по небу было сложно. Могу ошибаться, но в России вместе с Петром Нестеровым подняться в воздух решился кинооператор - первый турист на самолете.
Оценка статьи: 5
0 Ответить