Надо сказать, что к концу 20-х, началу 30-х годов в советском флоте подводные лодки, конечно же, были, но ведь вероятный противник тоже не дремал. Поэтому надо было заниматься улучшением подводного флота Страны Советов.
Ещё до начала гражданской войны в Испании в середине 30-х годов ХХ века наши военные специалисты бывали там. Однажды они заинтересовались строящейся испанской подводной лодкой «Е-1». Но лодка эта была не чисто испанской, а сооружалась по немецким чертежам.
В те годы отношения СССР и Германии были относительно конструктивными. Поэтому наши специалисты обратились к немецким, чтобы те посодействовали в модернизации лодки «Е-1» для советских нужд. Но что-то там не заладилось, затянулось у немцев. А советское руководство ждало результатов, ведь строительство хорошей лодки — дело не одного дня.
В общем, силами наших военных инженеров Перегудова и Критского техническая документация «Е-1» была переработана с учётом новых требований. И без участия немецких кадров.
В конце 1934 года проект советских инженеров был одобрен и лодку запустили в производство. Она получила название «Н-1» и положила начало так называемой IХ серии.
«Н-1» была схожа с испанско-немецкой «Е-1», но обладала более мощными моторами и аккумуляторными батареями. Для ведения боевых действий в надводном положении лодка располагала двумя орудиями с общим боезапасом до 700 снарядов. Это помимо торпед — основного оружия подлодок.
В 1937 году новым подводным лодкам IХ серии присвоили (для уменьшения путаницы) индекс «С», то есть теперь эти лодки стали «средними».
А тем временем международное положение увы, не улучшалось. Требовалось реагировать на новые вызовы. В связи с этим руководство страны дало добро на строительство улучшенного варианта лодок IХ серии — субмарин типа «IХ бис». Таких судов было к началу Великой Отечественной в нашей армии 17 единиц, и все они замечательно сражались против гитлеровцев.
Советская подводная лодка типа «С» была длиной 77 метров, шириной — 6,4 метра. Экипаж её составлял 44 человека, из них 7 членов экипажа являлись офицерами. Средняя осадка лодки составляла 4 метра, что с успехом позволяло использовать её в мелководных заливах Балтийского моря.
Описываемые лодки несли на себе 120 тонн солярки и 6 тонн масла для бесперебойной работы дизельных двигателей. В надводном положении лодка типа «С» имела дальность плавания до 9500 миль, а в подводном — до 135 миль.
Толщина корпуса у нашей субмарины была 18 мм, а погружалась под воду она за 40 секунд. Вооружение у лодки было следующим: 12 торпед, одно 100-миллиметровое орудие и одно 45-миллиметровое полуавтоматическое орудие.
В самом начале войны немцы относительно редко плавали по Балтийскому морю, опасаясь атак наших судов и самолётов. Лишь к началу 1942 года, когда гитлеровцы решили, что наши корабли и подводные лодки надёжно блокированы в Финском заливе, германские (и финские) корабли стали всё чаще и чаще появляться на Балтике.
Вот тут-то наши лодки «С» и проявили себя как следует.
Известно, что 9 июля 1942 года советская лодка «С-7», находясь в боевом походе, атаковала немецкий одиночный транспорт «Принцесса Маргарита». При этом у нашей лодки зажало кормовой стопор, и командир принял решение атаковать немцев в надводном положении!
30 июля 1942 года та же подводная лодка настигла одиночный немецкий корабль, который ловко уклонился от двух наших торпед и даже успел вызвать на подмогу тральщик. Однако наши моряки всплыли и выстрелами из орудия прижали немецкий корабль к берегу, после чего тот выбросился на берег.
Затем 5 августа 1942 года наша лодка «С-7» потопила финский военный транспорт «Похьянолахти», причём командование финского корабля в итоге пленили и финские офицеры перешли на советскую подлодку. Так к нашим морякам попали ценные немецкие карты относительно минных полей на Балтике.
Лодка «С-7», кстати, только в течение описываемого боевого похода потопила 5 вражеских кораблей. Да и вообще субмарины серии «С» много чего полезного сделали в ходе войны для победы СССР. Недаром же пять из них стали Краснознамёнными, а одна — гвардейской.
Ольга Рррр, Спасибо за отзыв!