Шампанское производят только в провинции Шампань. Изготовленные именно тут игристые вина, при производстве которых использовалась технология вторичного брожения, имеют право именоваться шампанским.
Этому правилу виноделы верны и в наше время. Недаром великолепные итальянские вина «Асти Мартини» и «Асти Чинзано» называются не шампанскими, а игристыми винами (spumante). Игристых вин в мире производится в десятки раз больше, чем «настоящего» шампанского.
Заглянем в историю напитка. 4 августа 1668 года во Франции, в аббатстве Отвильер, монах этой обители Пьер Периньон, исполнявший обязанности келаря (заведовавший провизией и вином), представил на суд своих братьев новое вино, которое впоследствии начали называть шампанским. Новое и необычное вино поразило святых братьев.
Чем шампанское отличается от обычного вина?
Производство вина с древних времен и до настоящего времени — очень выгодный вид бизнеса. В Средние века виноделие, как наука, развивалось в многочисленных монастырях Европы. Издавна виноделы сталкивались с таким явлением, как повторное брожение — когда некоторые вина, уже вроде бы перебродив, после разлива по бутылкам начинали бродить снова. При этом образовывался углекислый газ, некоторые бутылки просто лопались.
Ранее это считалось браком, результатом некачественной работы виноделов. Однако открытие Пьера Периньона заставило посмотреть на этот процесс по-иному.
Вступив в орден бенедиктинцев в возрасте 19 лет, Пьер отдал много сил виноделию, исследуя процесс производства вина, смешивая разные сорта винограда для получения лучшего вкуса. Он научился делать изумительные купажи вин из различных сортов винограда. И среди прочих своих открытий в области виноделия он обнаружил, что повторное брожение, которое раньше считалось признаком брака в работе, как оказалось, помогало произвести новое вино ранее неизведанного вкуса.
Кроме этого Пьер участвовал в разработке специальных бутылок для шампанского, способных выдержать нешуточное внутреннее давление (до 30 атмосфер). Еще Периньон предложил закупоривать бутылки пробками из коры пробкового дерева.
Производство шампанского долгое время оставалось кустарным. Вплоть до середины XVIII века готовое шампанское в бочках отправлялось к покупателям с указаниями, как его разливать по бутылкам. После разлива взрывалось 30−40% бутылок.
Переворот в технологии производства шампанских вин произвела книга «Traite de 1'art de faire le vin» (1890 год) — в ней давалось теоретическое обоснование процесса шампанизации и объяснялась роль сахара в производстве вина.
Век XIX стал веком механизации производства шампанских вин. Сначала были сделаны подвалы, обеспечивавшие постоянную температуру и влажность. В первой половине XIX века появились разливочная и закупорочная машины, а в 1844−46 годах были созданы машины для помывки пустых бутылок и для фиксирования пробок (сначала шпагатом, затем — проволокой).
С момента изобретения шампанского прошло более 350 лет. Шампанские вина стали символом праздника и роскоши. В Советском Союзе была своя школа шампанских вин, каждый Новый год почти во всех советских семьях связан с бокалом шампанского, выпитого ровно в полночь, в те секунды, когда старый год плавно перетекает в новый. Кроме этого, шампанское — обычный гость на дне рождения и свадьбах.
Короче, шампанское — это праздник. Даже если вместо «Дом Периньон» пьют игристое вино, которое называется «Советское Шампанское».
И за все за это — спасибо монаху Пьеру Периньону, который придумал, как из бракованного вина создать нечто совсем необычное и великолепно вкусное.
И, кстати, почему говорят «Дом Периньон»? Келаря аббатства Овиллер Пьера звали «дом Периньон», что является сокращением от dominus (господин), так обращаются во Франции к духовным лицам.
Александр Котов, подозреваю, что информации о заболеваниях, которыми страдали в Средневековье крайне мало еще и потому, что к медикам...