Однажды, ради шутки, положив себе в жилетный карман шагомер, он к вечеру насчитал двадцать вёрст, что, принимая во внимание длину его ног, равнялось вёрстам двадцати пяти.
Повесть, конечно, совсем не об этом, но современный читатель, думаю, обратит внимание на эту незначительную деталь, учитывая, сколько людей сейчас ходит с электронными шагомерами.
Но едва ли в XIX веке люди пользовались этим прибором для подсчёта калорий. Первоначально шагомер служил военным целям, чтобы рассчитать приблизительно расстояние, которое проходили солдаты.
Первая концепция шагомера принадлежит Леонардо Да Винчи, сохранились его чертежи этого устройства, датируемые 1492 годом. На них изображён маятник, качающийся при каждом движении ноги во время ходьбы.
Независимо от великого художника, в 1525 году первый действующий шагомер создал французский математик Жан Фернель. Его прибор представлял собой механизм наподобие часов, имеющий 4 диска, для подсчёта единиц, десятков, сотен и тысяч шагов. Диски были связаны между собой вращением зубчатого колеса. Ходунок следовало прикреплять сбоку на пояс, а на противоположное колено прикрепить рычаг с помощью шнура. При каждом шаге шнур тянул рычаг, и стрелка продвигалась на одно деление. Получалась довольно громоздкая конструкция, но она работала.
Гораздо более компактное устройство разработал в конце XVIII века третий американский президент Томас Джефферсон. Его шагомер крепился к карману брюк и был похож на небольшие часы. При каждом движении бёдер во время ходьбы прибор записывал шаги.
Шагомер использовался не только в военных целях, но и в геодезии и картографии. Техническое устройство для картографов создал английский изобретатель Роберт Гук в 1674 году, что было так актуально в век великих географических открытий.
Думаю, вы заметили связь механизма шагомера и часов. Эти два прибора совершенствовались, так сказать, рука об руку. В 1777 и 1778 годах два изобретателя — Авраам-Луи Перреле из Швейцарии и Юбер Сартон из Франции — независимо друг от друга изобрели механические часы с автозаводом. Механизм часов был чувствителен к движению хозяина. Для того чтобы подзарядить часы, необходимо было пройтись от 8 до 15 минут. Этого хватало на 8 дней работы часов.
Однако первый патент на аналогичное изобретение получил англичанин Джон Харвуд только в 1924 году, выставил свои часы с автоподзаводом на крупнейшей международной выставке часов и ювелирных изделий Basle в 1926 году.
После потрясших мир войн шагомер стал служить мирным целям. В 1960 году японский профессор Йосиро Хатано озаботился проблемой ожирения среди японцев, вызванной гиподинамией. И в 1965 году начал продавать прибор «Manpo-kei» (буквально «десять тысяч шагов»), который стал пользоваться в Японии большой популярностью. Согласно его исследованию, именно это количество шагов в день способно сбалансировать потребление калорий и обеспечивает необходимую для здоровья физическую нагрузку.
Игорь Вадимов, = Нет безобразья в природе = написал классик. "Все мы немножко лошади,// каждый из нас по-своему лошадь" (ВМ). Так чего...