Влияние Церкви на идеологию
Православное христианство выступало как форма политической идеологии, имея источником своего распространения политическую элиту. Тем не менее большое влияние Церковь оказывала и на сельскую жизнь, определяя нормы общественного и личного поведения людей. Церковная власть давала свои предписания о соблюдении требуемого отношения к постам, молитвам, иконам, возлагая особую ответственность в этом на старших членов семьи. Ею проводилось множество праздников, большие крестные ходы. Церковь определяла и обязанности православных: жить по христианским правилам, посещать храм.
Уже в XI веке неотъемлемой частью Русской православной церкви стали монастыри. По мнению некоторых исследователей, общее количество монастырей, существовавших на Руси в
Таким образом, существование монастыря и праведная жизнь его обитателей рассматривалась как определенная гарантия, защита данной области, города, села от всяческих проявлений «гнева Божьего»: стихийных бедствий, эпидемий, нашествий чужеземцев.
Участие Церкви в жизни общества
Обычно одна церковная постройка обслуживала несколько деревень, поэтому на службах встречались жители разных селений, родственники, друзья. Церковная площадь становилась местом общественной жизни, сюда приходили задолго до начала службы и расходились не сразу. Такое общение вырабатывало хорошие манеры, здесь узнавали новости, общались, присматривали женихов и невест.
В частности, Церковь распространяла собственную литературу, правда, из-за неграмотности населения ее немногие читали. Деревенская Россия получала церковные сведения из адаптированных упрощенных изданий «для народа».
Влияние Церкви на экономику
В Новгороде и в Пскове Церковь объявила себя покровительницей торговли. Она являлась хранительницей эталонов мер и весов, скрепляла международные торговые договоры. Все это делало высшее духовенство влиятельной силой в обеих феодальных республиках.
Долгие годы под гнетом татаро-монгольского ига тяжело сказались на жизни в России и на всех ее сословиях. Тем не менее, разрушив русские города и превратив Русь в подчиненное государство, татаро-монголы сохранили организацию привычной для народа православной церкви. Так легче было управлять покоренным народом.
Очень скоро православные митрополиты договорились с Ордой, получили от ханов ярлыки, закреплявшие привилегии церкви, ничуть не меньшие, чем они имели от русских князей. Согласно ханским ярлыкам, гарантировались неприкосновенность веры, богослужения и канонов русской церкви, подсудность духовенства и других церковных лиц церковным судам — за исключением дел о разбое и убийстве — освобождение от податей, повинностей и пошлин.
В условиях ордынского ига церковь сумела сохранить свои экономические и политические позиции. Однако по мере подъема движения за освобождение русского народа лучшие силы православной церкви становились на путь борьбы с монголо-татарами. Рядовые монахи и руководители церкви вставали в ряды бойцов за освобождение России. Благодаря подвижнической деятельности ряда выдающихся иерархов русские земли освобождались от ордынского владычества и объединялись в централизованное Русское государство.
Сложно переоценить роль Русской православной церкви на Киевской Руси. Она оказывала влияние на формирование общественного мнения, принимала непосредственное участие в жизни общества, а также влияла на экономику и политику.
Александр Котов, подозреваю, что информации о заболеваниях, которыми страдали в Средневековье крайне мало еще и потому, что к медикам...