1536 год: Кальвин вступает в контакт с реформаторами
Французский религиозный изгнанник Жан Кальвин приезжает в Женеву, уже переживающую хаотическую Реформацию, и становится там видным церковным лидером. Постепенно, преодолевая большую оппозицию (не в последнюю очередь со стороны соратников-реформаторов), он устанавливает там свою собственную Реформацию, придаваемую особой энергией большим количеством соратников-изгнанников. Женева становится ведущим центром Реформатского протестантизма наряду с Цюрихом.
Кальвин делает особый акцент на дисциплине и тщательно организованном церковном управлении, и результаты этого вызывают восхищение во всей Европе, поскольку многие переживают беспорядки и публичное насилие как постоянную тревогу.
Коллеги Кальвина также поощряют новую форму церковной музыки, сильно отличающуюся от лютеранской: она основана исключительно на текстах песен из Библии, главным образом на 150 псалмах Давида. Они выражены в простых стихах с простыми мелодиями для всех, чтобы петь («метрическая псалмопевца»). Для многих это освобождение в поклонении Богу, и метрические псалмы становятся мощным символом групповой идентичности среди реформированных протестантов, выходя за пределы местных и культурных границ.
1555 год: Карл V заключает нелегкий мир с лютеранами
После девяти лет войны в Центральной Европе Карл V и его семья Габсбургов вынуждены признать официальное существование лютеранства, где бы подчиненные правители империи ни пожелали его установить для своих подданных.
В других местах Габсбурги пытаются защитить и возродить католицизм. Это компромиссное соглашение, «Аугсбургский мир», не включает в себя Реформатский протестантизм и не упоминает о нем, хотя в последующие десятилетия в некоторых регионах империи появились реформатские протестантские правители.
Это молчание о реформах создает нестабильность и неопределенность в религиозной политике Центральной Европы. К 1600 году Скандинавия и большая часть северной Германии были сознательно лютеранскими, но реформатские церкви были основаны далеко на Западе, в Шотландии и Англии, и на Востоке — в Трансильвании и некоторых частях Польши и Литвы.
1558 год: новая королева Англии ищет золотую середину
Елизавета I наследует английский престол и после согласования религиозного урегулирования с парламентом в 1559 году прекращает десятилетия религиозной неопределенности в Англии, поддерживая урегулирование на протяжении всего своего 45-летнего правления.
Со времени разрыва ее отца Генриха VIII с папским послушанием в 1533 году королевство колебалось между двусмысленным отношением Генриха к Реформации, энергичным продвижением Реформации его сыном Эдуардом VI и бескомпромиссным восстановлением католицизма его дочерью Марией.
Елизавета — осторожная протестантка, но ее духовенство и те, кто формирует общественное мнение, с энтузиазмом продолжают Реформатский протестантский путь Церкви Эдуарда, и она мало что может с этим поделать, кроме как запретить любые дальнейшие официальные акты о религиозных изменениях. Тем не менее она настаивает на сохранении не только епископов, но и соборов как действующих церковных учреждений.
Соборный этос упорядоченного богослужения, поддерживаемый профессиональными хорами, совершенно отличается от реформированной протестантской религиозной культуры, распространяющейся по английским приходам, и завещает длительное двойное послание теологии Церкви Англии: католической или протестантской? Этот вопрос так и не был решен.
Церковь объединяет общая английская Библия (достигшая после девяти десятилетий переводов окончательной формы в версии «короля Якова» 1611 года) и книга общей молитвы, восходящая к первым английским литургиям архиепископа Томаса Кранмера 1549 и 1552 годов и принимающая свою окончательную форму в 1662 году. Из этой английской церкви выросло «англиканство», в то время как те английские протестанты, которые не могли принять поселение 1662 года, образовали церкви в «инакомыслии» или «нонконформизме», позже известные как «свободные Церкви».
1563 год: епископы начинают контрреформацию
Собор римско-католических епископов, собравшийся в Тренте на севере Италии, закрывается после серии заседаний, начавшихся в 1545 году. Он достиг многого в восстановлении уверенности в себе и структуры старой западной церкви после удара Реформации. Хотя некоторые вопросы (например, о характере папской власти) намеренно оставлены нерешенными, он бескомпромиссно подтвердил доктрину и практику, как это было накануне восстания Лютера, за исключением некоторой очистки злоупотреблений.
Одновременно со вспышками энергии в обновлении религии Южной Европы, которые не нашли своего места в протестантской Реформации, постановления собора подпитывают возрожденную «контрреформационную» идентичность католической церкви, поддерживаемую властью монархов — особенно во Франции, Польше и Священной Римской Империи.
Католицизм, благодаря португальской и испанской заморской экспансии и деятельности в Америке, Африке и Азии, становится первой мировой религией, решительно поддерживаемой военной мощью против других религий, где бы испанские и португальские власти ни смогли заявить о себе.
1607 год: протестанты колонизируют Северную Америку
Первая английская колония, сохранившаяся на постоянной основе в Северной Америке, была основана в Джеймстауне (названном в честь нынешнего короля Якова VI и I, хотя колония была названа Вирджинией в честь королевы — девственницы Елизаветы). Его создание предвещает экспансию англоязычного протестантизма с небольшого острова, чтобы стать всемирным выражением христианской веры.
Вирджиния счастлива установить официальную религию, которая является версией установленной Церкви Англии. Но другие колонии, расположенные далеко к северу от нее на побережье, которое мы надеемся назвать «Новой Англией», основаны людьми, глубоко недовольными тем, что они считают папистскими компромиссами английской церкви.
1618−1619 годы: Европа втянута в разрушительную войну
Синод (собрание) голландской Реформатской церкви собирается в Дордрехте (Дорт), чтобы решить вопрос о том, что церковь считает средством спасения, после того как ожесточенные богословские и политические споры привели к победе тех, кто провозгласил строгую схему веры в божественное предопределение.
На нем присутствуют представители других реформатских церквей, в том числе из Англии, так что этот Синод — самое близкое к международной встрече, чего всегда добиваются раздробленные реформатские церкви. Он устанавливает узкие границы идентичности реформированного протестантизма. Не все реформированные протестанты принимают это и дрейфуют в радикальных, менее ограниченных направлениях — постоянная тенденция в реформированной протестантской вере.
В то же время борьба за то, чтобы стать королем Богемии, между католическим Габсбургом и реформированным протестантом из династии Виттельсбахов приводит к сокрушительному поражению протестантизма (в битве при Белой Горе, 1620). Страх перед этим триумфом Габсбургов среди других держав обостряет региональный конфликт до широкомасштабной и разрушительной войны в Центральной Европе.
После окончания Тридцатилетней войны в 1648 году протестантские территории по всей Европе значительно сократились, но многие европейцы устали от религиозного насилия и исследуют, как разум может быть применен к религиозной вере менее догматическими способами. Их усилия формируют мировоззрение, которое вскоре будет названо «просвещением».
Так в истории Европы завершилась Реформация, покончившая со старыми идеологическими догмами эпохи Средневековья, открыв дорогу новым.
Реформация началась около 500 лет назад - но она вовсе не закончилась.
Правда, с моей точки зрения, современная реформация церкви все больше напоминает своего рода извращения.
Оценка статьи: 4
0 Ответить