Корреспондент разговорился с местным стариком, который повторял снова и снова: «Её вешали, а она речь говорила. Её вешали, а она всё грозила им…». Речь шла о девушке, повешенной в деревне Петрищево.
Деревня эта вовсе не была уникальной. Новая власть соорудила виселицы почти во всех захваченных деревнях. И все они не пустовали. Где-то были повешены евреи (или те, кого решили считать евреями), где-то партизаны, диверсанты, комсомольцы, коммунисты. Тысячи и тысячи повешенных в назидание всем, кого еще не повесили, что новая власть с неповиновением не шутит — ordnung! И цена жизни унтерменшей в новом великогерманском рейхе — близка к нулю.
Так вот — в деревне Петрищево обычные рядовые и офицеры 332-го пехотного полка 197-й пехотной дивизии Вермахта допрашивали, избивали, а затем и повесили девушку, которая на допросе назвалась Таней, до этого подожгла три дома, а в этот раз попыталась поджечь сарай. Ее увидел местный староста Свиридов (старостой его назначили немцы — главой самообороны села от поджигателей). За свой подвиг староста получил бутылку водки.
Чем же занималась «Таня»? Зоя Космодемьянская была членом диверсионной группы, их перебросили через линию фронта с приказом поджечь как можно больше домов в полосе фронта и недалеко от дорог. Вскоре после перехода фронта, у деревни Головково, диверсионная группа попала в немецкую засаду. Ребята частично погибли, частично попали в плен, пробиться удалось только нескольким, Зоя была среди них.
Попавших в плен диверсантов немцы допрашивали, били и, не добившись от них информации о цели и составе группы — повесили.
Диверсанты исполняли приказ СВГК № 428 от 17.11.41, согласно которому было необходимо:
…лишить германскую армию возможности располагаться в сёлах и городах, выгнать немецких захватчиков из всех населённых пунктов на холод в поле, выкурить их из всех помещений и тёплых убежищ и заставить мёрзнуть под открытым небом.
А для этого было необходимо:
…разрушать и сжигать дотла все населённые пункты в тылу немецких войск на расстоянии 40−60 км в глубину от переднего края и на 20−30 км вправо и влево от дорог.
Был ли приказ незаконным? Нет, тактика выжженной земли практиковалась в той войне всеми воюющими сторонами. Особенно немцами: при их отступлении зимой 1941−42 годов от Москвы в частях были созданы специальные команды поджигателей. Подмосковные деревни сжигались решительно и бездумно, одна за одной — все, которые успели.
А когда Модель отступал из Ржевского выступа в марте 1943 года, то, во исполнение плана Bϋffel, его войска сожгли все, что горело, а то, что не горело — взорвали. Отступавшие немцы уничтожили десятки тысяч местных жителей (как, якобы, партизан), а тех кого не убили — вывезли на работы в Германию, и многие из них позавидовали тем, кого убили быстро.
Стоило ли нашим войскам на своей земле действовать настолько жестоко? В дни, когда судьба страны висела на волоске, считалось, что все, что сделано во вред фашистам — идет на пользу СССР.
Понимали ли диверсанты-комсомольцы, что когда они жгут крестьянские дома, то наносят вред простым жителям деревень? Наверняка понимали, но для них главным было — принести максимальный ущерб немцам, все остальное было вторично.
Поведение Зои Космодемьянской я называю подвигом. Комсомольцы-диверсанты были заранее предупреждены о том, что до 95% личного состава погибнет, кто-то попадет в плен и будет подвергнут пыткам. Это не остановило молодых людей, которые были готовы на что угодно, лишь бы нанести урон врагу.
Совсем другое дело, что героизм на фронте — это всегда результат какого-то просчета или провала в верхах. Если бы войска не были настолько не готовы к большой войне, если бы командиры всех уровней в предвоенный период не врали настолько массированно и самозабвенно о состоянии боеготовности вверенных им частей, соединений и объединений, то не было бы ни героизма панфиловцев у разъезда Дубосеково, ни массового героизма комсомольцев диверсионных отрядов в ближайшем Подмосковье.
То, что сделали диверсанты из группы, в которую входила Зоя Космодемьянская, было подвигом. И жаль, что они были настолько плохо обучены, что их самопожертвование не слишком сильно повредило боеготовности немецкой армии. Но это было частью будущей победы над врагом.
Спасибо за хорошее изложение подвига. Я видел живых партизан в оккупации. В деревне Конторка мы жили в пустующей школе на окраине деревни, растянувшейся в длину по берегам небольшой реки. К нам приходили партизаны, сидели на крыльце и дали мне полёгать винтовку. Однажды они мылись в бане, а на другом конце деревни пришли то ли немцы, то ли полицаи. Партизаны быстенько ушли в лес и всё обошлось без последствий. Мой дед и мать могли бы пострадать, как укрыватели партизан. ...Помнятся и другие эпизоды в оккупации. Оценка: 5
3 Ответить