Отходничество, или отхожий промысел — временная, чаще сезонная, работа крестьян Российской империи на большом расстоянии от села, где проживали работники.
Крепостное право регулировало жизнь, место проживания и перемещение крестьян и их семей. Но уже во времена Петра Первого появилась необходимость временного перемещения большого количества работников — ведь надо было строить заводы, обустраивать крепости по новым границам России, да и Петербург нуждался в строителях. Поскольку длительная работа вдали от дома при царе Петре стала массовым явлением, для временных работников были введены паспорта.
К концу XVIII века из деревень Ярославской и Костромской губерний в отходничество уходило до четверти взрослого мужского населения, а из Московской и Нижегородской — до 15% мужиков.
В XIX веке отходничество стало еще более массовым, поскольку в этот период производился перевод крестьян с помещичьей барщины на оброк и очень многие искали заработков в городах. В 1859 году было выдано больше 1.5 миллионов паспортов на срок до 3 лет.
Более 300.000 сезонных рабочих нанимались в степные губернии, до 150.000 — в Заволжье. К началу XX века, согласно статистике МВД Российской империи, в год на отхожие промыслы отправлялись до 9.5 миллионов человек (в урожайные годы — меньше, в случае неурожаев — побольше).
Отходничество было как индивидуальным, так и артельным занятием. Даже те же бурлаки на Волге и других реках: бурлацкие артели были одним из видов отхожих промыслов.
В Донбассе крестьяне на время становились шахтерами, в индустриальных районах — рабочими. У крестьян различных областей были свои специализации — профессии, которыми они занимались в отходничестве.
На Кубань, в Таврическую, Херсонскую губернии, в Заволжье, туда, где хорошо родила пшеница, крестьяне приезжали ко времени сбора урожая — именно тогда местные хлеборобы активно нанимали сезонных помощников. На Волге — от Астрахани до Нижнего Новгорода — во время судоходства легко находили себе работу крючники (носильщики), профессия получила название от железного крюка, при помощи которого грузчик удерживал груз.
Добирались отходники до сезонных мест работы по-разному. Если была возможность — по реке, часто по железной дороге (когда они появились в России), часть пути, уже до места, проделывали пешком. Для сезонных рабочих в крупные города даже пускали специальные добавочные поезда с теплушками, так отходников привозили в города по весне и отвозили домой по осени.
Отходники в Санкт-Петербурге и других крупных городах обеспечивали функционирование многих отраслей городского хозяйства.
Мировая война и последовавшие за ней революция и война гражданская сильно ударили по отходничеству как виду заработка. Однако во время НЭПа оно снова начало развиваться. Например, в Москве в 1923 году более 132 тысяч человек (свыше 16% самодеятельного населения) были выходцами из сельской местности, связи со своими деревнями не прервавшие.
Конец НЭПа и начавшаяся индустриализация СССР положили конец этому социальному явлению. На смену отходничеству появился оргнабор, согласно которому крестьяне могли поехать на ту или иную стройку пятилетки. Но теперь по окончанию строительства они не возвращались в свои села, а учились какой-нибудь рабочей специальности и становились рабочими.
Так закончилась эпоха отходничества, казалось бы. Но после 1991 года отходничество возвратилось. Правда, сейчас для отходников не пускают поезда с теплушками, как это было раньше, в наше время люди едут на плацкарте. Согласно социологическим исследованиям, в современности около 10−15 миллионов семей в стране зарабатывают отходничеством.
Большие потоки едут на Север, работать вахтовым методом. В крупных городах постоянно требуются рабочие различных строительных специальностей, водители и охранники. Женщины едут работать гувернантками, нянями, официантками, поварами, посудомойками, продавцами, сиделками…
Но после 1991 года отходничество возвратилось.
На мой взгляд, очень спорное, а главное, неверное утверждение.
Все потому, что Вы, Игорь, не раскрыли экономической сути отходничества. А она, вообще-то, лежит на поверхности. Лингвистической поверхности этого термина. Отходничество. От слова отойти. Обратите внимание, не уйти (навсегда), а отойти (на время), чтобы потом вернуться.
Вы правильно отметили, что отходничеством занималось исключительно крестьянство. Ему эту возможность давало то хозяйство, которым оно занималось. С весны и до середины осени работы на селе (в своем хозяйстве) было достаточно. А вот вторая половина осени и зима были относительно свободными. Во всяком случае, с теми работами, что нужно было выполнять в это время могли справиться женщины, пожилые члены семьи, подростки. Вот хозяин, иногда прихватив с собою старшего сына, и уходил в отход. Чтобы заработать денег либо на выкуп помещичьей земли (после реформы 1861 г.), либо на покупку зерна, сельскохозяйственного инвентаря и т. п. Но уходил на время, чтобы потом вернуться. Но вернуться не просто домой, чтобы потом лежать на печи и есть калачи, купленные на заработанные деньги. Он возвращался к своему ОСНОВНОМУ хозяйству. Да, это основное хозяйство могло приносить денег (или товарного продукта) даже меньше, чем был заработок отходника. Но отходничество - это временная (понимаете, временная!) статья дохода крестьянской семьи, а его хозяйство - основной, постоянный доход.
А сейчас люди едут в Москву из Тулы и Рязани на работу . И даже если они каждый день возвращаются из Москвы домой, чтобы ранней утренней электричкой снова поехать в стольный град - это не отходничество. Заработок в Москве - основной и единственный доход этого человека. Дома (в Туле, Рязани, Ельце и т. п.) какой работы, хозяйства и дохода от него он не имеет.
0 Ответить
Константин Кучер, тут возможны различные точки зрения на эту проблему и на эту тему.
В книге "Брюхо Петербурга", на базе которой я строил статью, отмечается, что, хотя "по идее" и "отходили" крестьяне зимой, но в реале, все решала экономика, а если проще - выгода.
Многие десятки тысяч крестьян по России уезжали летом, батрачили там, где это было выгодно, чем работать дома.
Ездили гонять стада, откормленные на убой, ездили собирать пшеницу и пр. - к немцам в Заволжье и на Кубань, ездили строить дома в Питер и Москву - артелями целыми.
По Волге ходили бурлаки - не от того, что они были какими-то там рабами, а потому что платили за это ОЧЕНЬ хорошо.
И у того же Бахтиярова было - что многие из бывших "отходников" в городе получали специальность и оставались жить. А теперь их давние потомки - потомственные москвичи да петербуржцы.
Мой прадед крестьянил на Зап.Украине, а в конце XIX века уехал на заработки в Питер. И остался. Его дочка вышла замуж за такого же - за сына бывшего крестьянина с Зап.Украины, из деревни в сотне км. от деревни, где родилась бабка - и жили в Питере, уже они горожанами были, а их сыновья - тем более.
При СССР отходничество умерло - в том числе и из-за привязывания крестьян к своим колхозам, хотя по оргнаборам на новые заводы уехало очень много народа.
А в 90е крестьяне и горожане снова начали ездить и вахтовый метод работы на всяких там северах был очень сильно развит.
А сейчас ездят из Москвы в Питер и наоборот - поскольку есть поезда, которые в пятницу вечером и понедельник рано утром отвезут куда надо. Уверен, что то же самое со всеми большими городами.
Вон, в деревне, где у меня дача, народ - из деревенских - держит семью в деревне, сами пашут в городе и мотаются домой как только получается.
А что касается того, что постоянное, а что временное - нет ничего более постоянного, чем временное.
И, если в отходничестве зарабатывается больше, чем в страду в деревне, то для 90% крестьян это приводит к постепенному переезду в город на постоянку.
0 Ответить
это приводит к постепенному переезду в город на постоянку.
Соответственно, это уже не отходничество. Человек не возвращается к тому, от чего отошел (как он предполагал, на время).
И, как я уже говорил, отходничество предполагает не просто возвращение к постоянному месту жительства, но и возвращение к труду на этом постоянном месте. Причем опять же, не просто к труду (например, на собственной даче, или в собственном гараже, или по ремонту своей квартиры собственными силами и т. п.), а к труду, который приносит определенный доход. Если этого нет, а в наше время этого нет, народ едет на заработки в Питер, Москву, на вахту в Сибирь или Заполярье, не оставляя дома никакой постоянной работы, которая приносила бы определенный и постоянный доход. Это не отходничество. Это способ заработка. Вид трудовой деятельности вне места постоянного проживания.
Игорь, я высказал свою точку зрения. Спорить на эту тему или что-то кому-то доказывать не собираюсь. Хорошего дня. С искренним уважением, Константин.
0 Ответить
Очень просветительная статья. Мне очень жаль сельскую общину, которую раскурочил Столыпин, а при коллективизации не ссылались на неё, как предтечу колхозов. ...Мой прадед был сельским старшиной, дед был выбранным предколхоза.При оккупации никто не настучал немцам о его председательстве ранее. За присущую обстоятельность оценка: 5 !
0 Ответить