Установлено, что в 1854 году на Амуре находился вооружённый пароход «Аргунь», который, по сути, представлял собой тогда единственную боевую единицу на этой пограничной реке. Более того, этот корабль не был особо приспособлен для боевых действий, а изначально выполнял всякие исследовательские задачи.
И хотя просторы Амура вроде как были мирными местами, военные корабли тут требовались. Только в 1897 году для охраны пограничного бассейна Амура наконец-то создали Амурско-Уссурийскую казачью флотилию. В её составе на тот момент было пять кораблей.
Тем временем стало очевидным, что Япония неспроста наращивает свою военную мощь на Дальнем Востоке. По этой причине в 1903 году правительством Российской империи решено было создать специально для Амура речные канонерские лодки. Это дело поручили Сормовскому заводу.
Создание речных мониторов для Амура несколько затянулось. И тут началась Русско-японская война. Опасаясь продвижения японцев по реке и высадки их в глубине Хабаровского края, власти решили усилить защиту Амура плавучими батареями.
Их, конечно же, не было. Но батареи появились довольно быстро — их сделали из барж, предоставленных Амурским обществом пароходства и торговли. Баржи эти быстренько обшили железом и принялись готовиться к установке на них орудий калибром 152 мм. Сами же орудия и орудийные станки выслали из Петербурга по железной дороге.
Пока пушки и снаряды ехали из столицы, в Хабаровск приехали специалисты для начала работ на баржах. В апреле 1905 года из Петербурга в Хабаровск добрались 1000 матросов для комплектования плавучих батарей. В мае этого же года орудия привезли и началась их установка на баржи.
Наконец все работы завершили, и Амурская флотилия получила шесть барж с буксирами для защиты амурских берегов. Баржи эти несли на себе два морских орудия и шесть пулемётов. Палуба обшивалась специальным железом, а по бокам моряки укладывали мешки с песком для дополнительной защиты.
Баржи быстренько произвели пробные выстрелы, после чего их поставили, так сказать, на боевое дежурство. Которое закончилось очень быстро, потому что в июне 1905 года стало известно о прекращении боевых действий на Дальнем Востоке.
Однако кроме этого на судьбу барж повлияло то обстоятельство, что они оказались слишком уязвимыми для артиллерии противника. По этой причине баржи разоружили, а в октябре 1905 года в Хабаровск как раз стали прибывать в разобранном виде те самые канонерские лодки, строительство которых стартовало в 1903 году в Сормово.
Так, в общем, Амурская флотилия получила три речных военных судна.
Учтя уроки недавней войны, правительство решило построить для упомянутой флотилии ещё 8 канонерских лодок, но уже по новому проекту инженеров Кутейникова и Беляева.
Лодки нового проекта несли на себе: два орудия калибром 152 мм, четыре орудия калибром 120 мм и семь пулемётов. Среднее углубление этих судов составляло примерно полтора метра.
Самым интересным было то, что новые лодки были первыми в мире дизельными речными боевыми кораблями.
Таким образом, к 1910 году Амурская речная флотилия была, наконец, полностью укомплектована и готова к защите родной страны.
Александр Котов, подозреваю, что информации о заболеваниях, которыми страдали в Средневековье крайне мало еще и потому, что к медикам...