Оказалось, что выражение «бить склянки» связано с измерением времени на флоте. Впрочем, обо всё по порядку.
Как известно, проблема точного определения времени волновала человечество очень давно. И эта проблема постепенно решалась. А вот на море вопрос точного определения времени был как нельзя актуальным. По той простой причине, что, зная время, которое корабль был в пути, можно было определять широту и долготу своего местоположения.
Интересно, что поначалу для морских путешествий пробовали использовать солнечные часы. Это облегчало мореплавателям путь лишь на короткий промежуток времени, потому что солнечные часы, как известно, привязаны к конкретному месту.
Затем появились водяные часы. Кто-то в древности заметил, что капли жидкости (воды) падают под действием сил тяжести равномерно, поэтому можно пользоваться таким простым инструментом для определения времени (и местоположения).
Водяные часы позволяли совершать относительно длинные путешествия. Но вскоре выяснилось, что при качке они отчаянно врут, да ещё в сильную непогоду вода из таких «часов» тривиально выплёскивается наружу. То есть точность водяного хронометра была относительно правильной лишь в спокойную погоду.
А затем случился определённый прорыв, потому что появились песочные часы, которые вскоре стали герметично запаивать сверху. И вот этот простой, но такой нужный прибор, быстро прижился на морских кораблях.
Русские мореплаватели, разумеется, песочные часы также использовали в своих многодневных путешествиях. Однако это было делом добровольным.
В 1720 году Пётр Первый ввёл Морской устав для упорядочения всего морского дела в России.
Согласно этому уставу, каждый корабль обязан был иметь на своём борту песочные часы для измерения получаса, часа и четырёх часов. Это были наиболее распространённые тогда варианты.
Вот эти самые песочные часы, изготовленные из стекла, моряки тут же окрестили «склянками». Но бить их никто не собирался. Получилось немного по-другому.
До введения Морского устава служба на корабле была ненормированной. Получалось так, что лишь по прихоти капитана или боцмана один матрос мог трудиться целый день, а другой — всего пару часов, и затем слоняться без дела.
По новому государственному документу весь день (то есть сутки) делили на шесть одинаковых частей. Эта часть суток получила название «wacht» (от немецкого слова) и скоро слегка преобразилась в привычное для нас «вахта».
И теперь каждый матрос на корабле знал, что он по уставу должен работать 4 часа, а затем — отдыхать.
Так как на кораблях в те годы время, как уже упоминалось, измеряли с помощью песочных часов, то появилась и должность человека, который должен был следить за временем. То есть вовремя переворачивать те самые песочные часы.
Часов на корабле было обычно три варианта, поэтому через полчаса «скляночный мастер» на корабле переворачивал одни часы (получасовые), через час — уже двое часов (получасовые и часовые), ну, и так далее. А чтобы команда и гости корабля знали, что за временем тщательно следят, во время переворачивания часов матрос бил в специальный судовой колокол.
Последний, кстати говоря, появился задолго до введения должности «скляночного мастера». Судовой колокол на судне выполнял простую и важную функцию — в тумане оповещал о своём приближении, либо призывал на помощь в случае каких-то проблем с кораблём.
Вот, собственно, откуда на флоте появилось выражение «бить склянки». И оно было весьма актуальным довольно долго, до появления точных механических приборов определения времени.
Сейчас Гегель считается одним из величайших умов человечества. А что его не понимают - так гениев всегда не понимают. А выходит, при...