Средства отпускались на финансирование (постройку, оборудование, содержание) казенных начальных училищ. И да, обучение в финансируемых из казны училищах становилось бесплатным.
А вот о введении всеобщего обязательного начального образования в этом законе нет ни слова.
Хотя эта инициатива, действительно, была, но в другом документе. В законопроекте министра народного просвещения П. фон Кауфмана, так и называвшемся: «О введении всеобщего начального обучения в Российской империи».
Кстати, этот проект был внесён в Государственную думу даже раньше, 20 февраля 1907 года.
И действительно, первый его пункт гласил:
1. Всем детям обоего пола должна быть предоставлена возможность, по достижении школьного возраста, пройти полный курс обучения в правильно организованной школе.
Устанавливались также продолжительность обучения, число учеников на одного педагога и площадь, обслуживаемая школой:
3. Нормальная продолжительность обучения в начальной школе — 4 года.
4. Нормальным числом детей в начальной школе на одного учителя признается — 50.
5. Нормальным районом, который должна обслуживать одна школа, признается местность с трехверстным радиусом.
Организовывать все это должны были органы местного самоуправления, с частичным включением в число создаваемых (и финансируемых из казны) школ и имеющихся церковно-приходских школ — ЦПШ.
Плюс сохранялись, разумеется, и подведомственные Синоду ЦПШ.
Так что да, такой законопроект действительно был. С осени 1907 по середину 1912 рассматривался в Думе, комиссии по народному образованию и Государственном совете.
Между думой и Государственным советом возник конфликт: Госсовет был не против даже увеличить финансирование — если отменить крайний срок перехода на всеобщее обучение. Дума же, наоборот, категорически настаивала на завершении программы за 10 лет.
В конце концов, Госсовет в 1912 году отклонил сам проект…
Впрочем, подвижки были. Упомянутый выше закон от 3 мая 1908 года об отпуске дополнительных средств работал, и с 1908 по 1914 г. бюджет народного образования увеличился втрое,
Надо отдать должное: Николай II здесь не скупился.
Так что к 1914 г. на 1000 человек населения приходилось учащихся:
- в Австрии — 143, в Великобритании — 152, в Германии — 175, в США — 213, во Франции — 148, в Японии — 146 человек;
- в Российской Империи — 59…
И обязательное всеобщее и бесплатное начальное обучение таки вводится: к 1915 году в 15 земствах из… более чем 440, примерно в 3%.
Хочу сделать небольшое отступление.
Безусловной заслугой Советской власти является ликвидация детской беспризорности. Масштабы были колоссальными: в 1921 в стране насчитывалось от 4 до 7 млн. беспризорных детей. Разброс оценок почти двукратный… Неудивительно, с учетом ситуации общей разрухи. Так что массовая беспризорность в целом была ликвидирована лишь к середине 30-х!
Вдумаемся: по полной идут коллективизация и индустриализация, создана мощная сеть школ, да и правоохранительные (или репрессивные, тут уж для кого как!) органы работают по полной — и только тут беспризорность побеждена. При том, что большевики умели быстро и жестко решать проблемы. Но, видимо, ситуация была очень серьезной, раз понадобилось столько времени.
И еще одно «но»: хотя ликвидация беспризорности — безусловная заслуга большевиков, сама столь массовая беспризорность стала следствием революций и Гражданской войны.
А вот массовая неграмотность досталась от царских времен. И ликвидация безграмотности стала одним из первых масштабных большевистских проектов.
В 1918 году издается Декрет о Единой Трудовой Школе.
Новая школа — двухступенчатая: 5 (от 8 до 13 лет) и 4 года (от 13 до 17 лет). Она основана на принципах:
- всеобщности и обязательности;
- единства программы;
- бесплатности;
- классовости (в задачу школы входит формирование классового сознания);
- национального характера (на национальных окраинах обучение идет на национальных языках).
Обязательное преподавание русского языка будет введено в 1938 году. Основные задачи решены, дошла очередь до формирования единого языкового пространства…
- К 1928 году в СССР действует порядка 120 000 школ, в 1939 — 152 000.
1930 год — Закон о всеобщем обязательном неполном среднем образовании: 4 года (начальное) для сельской местности, 7 лет (неполное среднее) для города.
В 1934 году школа становится трехступенчатой: начальная (1−4 классы), неполная средняя (1−7), средняя (10 классов).
Почти с нуля организуется система среднего технического образования.
Во-первых, при предприятиях создается сеть школ фабрично-заводского обучения (ФЗУ), где подростки получали не только общее образование, но и начальные профессиональные навыки. То есть предприятия готовят рабочие кадры для себя и, видимо, сразу с учетом специфики конкретного производства.
Также к 1939 году создается сеть из около 2700 техникумов.
И еще два важных момента.
- Вначале Советская власть пыталась разрешить отменить вступительные экзамены в вузы, открыв путь туда всем желающим. Но, как выяснилось, множество студентов попросту не имели элементарного начального образования. А строящейся стране требуются специалисты! И уже с 1919 года создается система рабфаков с 3−4-летним сроком обучения. Это не что иное, как «латание дыр» дореволюционного подхода к образованию, своего рода продолжение и часть ликбеза, только на другом уровне.
- И второе: создание в СССР мощнейшей системы клубного, кружкового образования. Как для детей, так и для взрослых. Не нужно воспринимать это как развлечение и просто форму досуга. Это тоже было, но ничуть не менее важно было и повышение образовательного и культурного уровня,
в т. ч. технической и спортивной подготовки.
Но мы говорили больше о начальном общедоступном образовании, основе всех прочих ступеней.
К 1932 году обучаются 98% детей от 8 до 11 лет. И можно сказать, что к 1939 году СССР вышел на первое место в мире по числу учащихся и студентов.
А теперь давайте сравним цифры и факты из истории страны.
- 1906 год — проект закона о всеобщем начальном образовании.
- 1912 — проект отклонен.
- К 1917 году — уровень грамотности порядка 30−35%. Это во вполне благополучной, мирной пока еще стране.
- 1918 — принципиально новая власть, получившая в наследство разваленную экономику, войну, голод, сопротивление, вынужденная решать множество задач сразу и вовсе не уверенная, что вообще удастся удержаться; вводится обязательное школьное образование.
- С 1919 года советское правительство проводило кампанию по ликвидации безграмотности, вошедшую в историю как «ликбез».
- 1926 год, ситуация лишь начинает меняться — грамотны (умеют читать и писать) 40,7% населения: 60% горожан, 35,5% селян.
- К 1939 году уровень грамотности граждан в возрасте 9−49 лет достигает 87,4%.
- 97% детей, окончивших начальную школу, перешли в среднюю.
- И конечно, вузы, венчающие систему образования. Если в 1916 году в стране их было 95, то в 1927 г. — 148, а к середине 1930-х — 832.
А помните, выше я приводил данные по армии Российской империи о том, что в 1912 году среди нижних чинов насчитывалось 41,5% грамотных? За 20 лет Советской власти среди призывников насчитывалось около трети… нет, не грамотных, а получивших среднее и высшее образование.
Мне кажется, комментарии излишни…
И всё же комментарии захотелось продолжить, особенно здесь:
С 1919 года советское правительство проводило кампанию по ликвидации безграмотности, вошедшую в историю как «ликбез».
К 1932 году обучаются 98% детей от 8 до 11 лет. И можно сказать, что к 1939 году СССР вышел на первое место в мире по числу учащихся и студентов.
На днях статью "Дефляция - фантастика или аналог Ликбеза, где Россия стала первой" в Дзен начал так: Моя мама 1901 года рождения была в семье восьмым ребенком, а её мама не знала ни одной буквы алфавита. Внучка - школьница не верит в реальность подобного. Прогресс нельзя остановить, поэтому и дефляции быть.
[
Оценка статьи: 5
0 Ответить