В середине XIX века во флорентийской базилике Сан-Лоренцо в научных целях была вскрыта гробница семейства Медичи. Естественно, особый интерес представляли собой останки знаменитого любовника, ставшего, согласно легенде, жертвой яда. Они были обнаружены почти нетронутыми тлением. На основании этого факта присутствовавшие там доктора вынесли вердикт, согласно которому Франческо был отравлен мышьяком. Тело герцога было забальзамировано, но эти подробности не заинтересовали любителей старины. Естественно, для современной науки такой вывод не годится.
Кстати, а где же тело Бьянки Каппелло? В дневниках современника Медичи Доменико Мартинелли можно найти упоминание о том, что Фернандо велел похоронить ее в храме Санта-Мария-ин-Бонисталло около виллы Поджио-а-Кайано.
В наше время археологи посетили эту тихую обитель. Сначала они обратились к церковным архивам, где нашли точное указание на место расположения склепа, в котором в 1587 году были захоронены сосуды с внутренностями, изъятыми из тел Франческо и Бьянки в процессе вскрытия. Тело куртизанки, очевидно, как о том повествуют легенды, было погребено в братской могиле бродяг и бедняков.
Результаты исследования
В руки ученым попало содержимое, к сожалению, разбитых кувшинов и фрагменты тела несчастного Франческо. Ученые искали триоксид мышьяка — самый популярный яд ушедших эпох, симптоматика отравления которым очень напоминает описанное очевидцами состояние больного герцога. В 2006 году в British Medical Journal была опубликована статья, посвященная загадке гибели герцога Медичи и его супруги.
Токсикологи обнаружили, что в костных останках и волосах Франческо Медичи мышьяк практически отсутствует. Это позволило исключить вероятность хронического отравления в процессе алхимических манипуляций или косметических процедур. Зато сохранившиеся фрагменты мягких тканей из Санта-Мария-ин-Бонисталло, которые изучение ДНК позволило идентифицировать как принадлежавшие мужчине и женщине, свидетельствуют об остром отравлении мышьяком.
Спустя 3 года в 2009 журнал Archeologia Viva представил исследование костных останков Франческо. Итальянские иммунологи обнаружили в могиле герцога следы пребывания в мертвом теле Plasmodium falciaparum — паразита вызывающего малярию. Заражение полностью объясняет существенное ухудшение состояния наших героев после торжественного вечера, в ходе которого никто никого отравить не мог. Старт этой исторической драме дала заурядная для Италии болезнь.
Преступник в кардинальской рясе
Фердинандо был младшим сыном в многодетной семье Козимо Медичи. Когда мальчику исполнилось 14 лет, отец отправил его в Рим, где ребенок получил сан кардинала. Отец хотел, чтобы могущественный род был представлен в среде духовенства, игравшего важную роль в политической жизни Европы. Наш герой не нашел эту обязанность обременительной, наоборот — он увлекся искусством, начал собирать коллекцию шедевров скульптуры и живописи.
В том трагическом октябре 1587 года в переписке с Папой Римским Фердинандо утверждал, что причиной болезни его брата является чревоугодие, а Бьянка просто истеричная женщина, заболевшая «за компанию». Вероятность малярии у родственников он даже не рассматривал, как и необходимость попросить у наместника святого Петра прислать своих лекарей. Медики, взявшиеся лечить герцога Тосканы с супругой, не могли быть не уведомлены о скверной привычке пациента тащить в рот что ни попадя и ждали, когда организм сам избавится от вредной пищи.
Вероятно, злодей надеялся, что без должного лечения его брат сам скончается от малярии. Когда тот, да еще и вместе с ненавистной Бьянкой, пошел на поправку, пришлось задействовать яд. Пребывая у постели больного, он мог самолично или руками подкупленного слуги добавлять в напитки мышьяк. В течение суток недуг вернулся.
Когда пара скончалась, было ясно, что помпезные похороны будут организованы только для Франческо. Фердинандо был уверен в своем средстве убийства и знаком с настроениями медиков, которые вслед за циничными придворными в каждом наследнике видели отравителя, но не могли поверить в то, что убийство произошло у них под носом. Свежеиспеченный герцог потребовал изучить оба мертвых тела, чтобы не оставалось сомнений в естественной причине смерти.
Послесловие
История свершила свой суд над братоубийцей. Спустя несколько лет после обретения желанного титула Фердинандо сложил сан и женился на французской принцессе, с которой завел множество детей. Правил он мудро, способствовал развитию родного города, был благосклонен к людям искусства. Современники с охотой подхватили официальную версию об отравительнице Бьянке, версия о главной роли в преступлении брата-завистника канула в небытие.
Могли ли медики спасти Франческо и Бьянку? Только в том случае, если бы болезнь посчитали заразной и приняли бы решение изолировать от больных всех посторонних персон. Да и такими действиями они лишь ненадолго продлили ли бы жизнь семейству. Рецепты опасных снадобий в эпоху Ренессанса существовали, но это не значит, что использовали их все доктора подряд и при любом случае ставили над пациентом эксперимент.
Зловещая репутация врачей рассеялась вместе с другими домыслами, которыми за века обросла трагическая история Франческо Медичи и Бьянки Каппелло. Споры о том, что мышьяк мог попасть в сосуды с внутренними органами покойных в качестве консерванта, напрасны. Вряд ли какую-то часть останков преданной анафеме венецианки планировалось сохранить для потомков. Современная наука способна, опираясь на факты, а не догадки и слухи, восстановить картину преступления.
Берегите здоровье и репутацию!
Александр Котов, подозреваю, что информации о заболеваниях, которыми страдали в Средневековье крайне мало еще и потому, что к медикам...