Мемуары Мерка о его путешествиях долгое время хранились в немецких архивах и лишь в 1887 году были приобретены Императорской Публичной библиотекой и стали доступны русской публике.
Мерк, как и другие исследователи Чукотки, отмечает разделение племени чукчей на оленных и оседлых.
Оленные все лето… живут по нескольку семей вместе, вблизи стойбищ оседлых, а стада свои угоняют на пастбища ближе к морскому берегу, и питаются с их помощью все лето только мясом морских животных, сберегая тем самым свои стада.
При этом, судя по всему, оленные чукчи ощущали себя высшей кастой по сравнению с оседлыми туземцами.
Исследователь обращает внимание на то, что
По языку оседлые чукчи также отличаются от оленных. Язык последних близок к корякскому и лишь незначительно отличается от него. Оседлые же чукчи хотя и понимают корякский язык, но имеют свой собственный язык.
О верованиях чукчей:
Что касается бога, то они верят, что в небе живет божество, которое раньше находилось на земле, и приносят ему жертвы ради того, чтобы оно удерживало земных дьяволов от причинения людям вреда. Но они, кроме того, приносят жертвы с той же целью и самим дьяволам.
Впрочем, при этом…
…их религиозные понятия очень несвязные… Однако можно утверждать, что они больше боятся дьяволов, чем доверяют какому-нибудь высшему существу.
Вспоминаю, читал о том, что жители Полинезии к добрым духам относятся снисходительно и чуть ли не по-панибратски, но при этом ужасно боятся злых божеств, которых всячески стараются умилостивить.
Кроме того, чукчи
…верят, что солнце, луна и неподвижная звезда являются высшими существами или божествами, причем особенно они чтут солнце и луну.
Чукотские шаманы
…шаманят (термин, ставший в наше время весьма популярным) к ночи, сидя в своих оленьих юртах в темноте и без особой одежды.
При этом
…не все умеют шаманить, а только некоторые из оленных чукчей и несколько больше из оседлых. В этом искусстве (шаманить) они отличаются от других тем, что умеют во время своих действий отвечать или заставлять отвечать других измененным или чужим глухим голосом, чем они обманывают присутствующих, изображая, как будто дьяволы собственными устами отвечали на их вопросы.
Шаманы отличаются корыстолюбием и ждут вознаграждения за свои труды. Обычно они
…требуют в жертву одного из лучших оленей стада, который и становится их собственностью с кожей и мясом… Это не мешает им, если они обслуживают зажиточного человека, еще увести с собой живого оленя.
О шаманских обрядах Мерк записал следующее:
Бывает, что некоторые из шаманов набегаются по кругу в трансе, ударяя в бубен, а затем, чтобы показать свое умение, надрезают себе язык или дают колоть себя в тело, не щадя своей крови. Чукчи утверждают, что имеют еще таких шаманов, которые сжигают себя, а потом опять оживают или бросаются в воду, длительное время находятся под водой, а потом опять всплывают на поверхность.
(Некое подобие обрядов вуду?)
Одно из важных занятий мужчин-чукчей — изготовление стрел («сами луки они выменивают чаще у коряков или американцев, как и панцири»).
Острия стрел, как сделаны большею частью из клыков моржей или лобковой кости этих животных, с зазубринами, однако бывают у них и железные наконечники.
Мерк подробно описывает доспехи чукотских воинов.
Их панцирь (Myrgau) состоит из заднего щита (деревянной доски, которая обтянута тюленьей кожей) и прикрепляемого к нему переднего щита, состоящего из четырех дощечек, также обтянутых тюленьей кожей и соединенных друг с другом узкими ремнями… Задний щит прикреплен ремешками к самой верхней ленте, последующие ленты соединены друг с другом таким же образом.
Автор приводит целый ряд более мелких деталей, я их опускаю, поскольку они интересны только специалистам которые, я подозреваю, их и так знают.
Чукчи имеют не только деревянные, но и
Железные панцири, сделанные из соединенных ремнями друг с другом продолговатых четырехугольных кусков железа, которые они особенно ценят, как равным образом и шлем с опускающимися на лоб и уши частями. Островитяне пролива носят панцири, которые защищают и затылок. Эти панцири похожи на камзол, имеют рукава до половины задней части рук из пластинок в шесть дюймов длины и два дюйма ширины, сделанных из клыков моржей или рогов диких оленей, соединенных друг с другом ремешками из ровдуги.
Доспехи, как известно, предназначены для войны, которая является для чукчей делом привычным. С кем же они воюют?
Набеги свои оленные чукчи направляют главным образом против коряков, вражду с которыми все еще не могут забыть, а в прежние времена вступали и против юкагиров, которые с их помощью почти уничтожены.
Юкагиры некогда были самым сильным народом в регионе, но вследствие ряда причин в XVIII веке лидерство перешло к чукчам. Главная цель набегов, как пишет Мерк — «грабеж оленей».
Собираясь на войну,
…чукчи выбирают себе предводителя, что в других случаях редко имеет место. Когда они приближаются к чужой земле, то оставляют позади женщин и юрты, а их предводитель советуется с более опытными стариками… Нападения на яранги противника начинают всегда на рассвете. Одни бросаются с арканами на яранги и стараются их разрушить, выдергивая стойки, другие в это время колют копьями покрышки яранги, а третьи, подъехав быстро на своих легких нартах к оленьему стаду, делят его на части и угоняют.
Судя по всему, главным противником чукчей в то время были коряки.
Иногда удается корякам убить некоторых из нападающих, стреляя из ружей из яранги.
(Получается, что коряки уже владели огнестрельным оружием; впрочем это им, похоже, не сильно помогало). Чукчи стараются не дать корякам произвести второй залп и предпринимают быструю атаку на врагов.
Они закалывают всех боеспособных мужчин (так как когда дело доходит до копья, то эти «русские бабы», как чукчи называют коряков, уступают чукчам и справляются с ними только при большом численном перевесе), женщин и детей они уводят с собой.
Победители не имеют ничего против того, чтобы потом вернуть пленников но, разумеется, за выкуп.
Родственники пленных приходят через несколько дней к чукчам, чтобы выкупить своих близких, причем им нет надобности бояться дальнейших враждебных действий со стороны чукчей.
Трупы храбрых врагов, которые ранее убили нескольких из чукчей, они увечат, прокалывая большей частью правое предплечье стрелами, как они сделали это с майором Павлуцким.
Майор Дмитрий Ива́нович Павлу́цкий — российский офицер, возглавлявший военную экспедицию на крайний север. Был убит в бою с чукчами на реке Орловой в 1747 году.
Оседлые чукчи к тому же имеют обычай татуировать на своих руках фигуры, изображающие убитых ими врагов. Хотя и реже, но проявляют чукчи жестокость и в отношении пленных; так, нескольким казакам, которые попали к ним в руки, они выжгли кожу раскаленными ножами, а затем убили их; еще раньше они взяли в плен молодого казака из Анадырского острога и принесли его в жертву земле.
Выходит, чукчи, пусть даже изредка, практиковали человеческое жертвоприношение?
Как пишет Мерк, воевали не только оленные, но и оседлые чукчи, причем не только с коряками или юкагирами, но и со своими американскими соседями.
Ради той же цели, то есть грабежа, переезжают оседлые чукчи на своих байдарах в Америку, нападают на стойбища, убивают мужчин и забирают женщин и детей в качестве пленных; в результате нападения на американцев получают они частично и меха, которые они обменивают у русских. Оленные чукчи покупают у оседлых за 12 важенок (самка оленя) или за 10 важенок и за двух ездовых оленей американских женщин, детей — за более умеренную плату; женщин они используют для постоянной работы, слегка бьют, одевают в поношенную одежду и предоставляют в распоряжение приезжих.
Захват добычи позволял оседлым чукчам повысить свой статус или, во всяком случае, попытаться сделать это.
Благодаря продаже американских женщин оленным чукчам и прочим торговым сделкам оседлые чукчи превращаются в оленных и могут иногда кочевать вместе с оленными, хотя со стороны последних никогда не пользуются уважением… Встречаются также у чукчей коряки и единичные юкагиры в качестве работников (все-таки работников, а не рабов?). Чукчи женят их иногда на своих бедных женщинах; а оседлые также берут зачастую в жены пленных американок.
А вот и еще одна драматическая история, характерная для тех суровых условий и времен. Как видно из нее, не только окрестные племена, но и обитатели соседнего континента жили в постоянном страхе перед набегами отважных чукотских воинов.
В нынешнем году (1791) оседлые чукчи отправились на нескольких байдарах в Америку для набега, но нашли пустые жилища, а жители все ушли, боясь мести чукчей, так как в прошлом году во время шторма из четырех чукотских байдар три были выброшены на Американский берег, и американцы перебили всех мужчин. Чукчи же четвертой байдары, поскольку у них разорвалась старая обтяжка их лодки и в перспективе у них оставалось только утонуть, перерезали друг друга ножами.
После окончания исследовательской экспедиции Мерк вернулся в Петербург, где и умер. Его рукописи были переданы ученому-энциклопедисту Палласу, который использовал собранные Мерком сведения для своей работы о животном мире азиатской части России. Впоследствии Паллас уехал из Петербурга на родину, в Германию, увезя с собой архивы, которые после его смерти были утеряны, а точнее попросту забыты.
...Вот почему я предлагаю сделать к/ф "о таких разных американцах" по мотивам книжки "Ну, что тебе сказать про СэШэА?" ...