В 1821 году в Воронежской губернии родился Нестор Васильевич Постников. С детства видя, как страдает от чахотки его мать, молодой человек решил посвятить свою жизнь врачебной деятельности.
Окончив Московский университет, он какое-то время проработал в Московской студенческой больнице, ездил в Новгородскую губернию, где помогал бороться с сибирской язвой. На практике в Англии молодой врач познакомился с фрейлиной королевы Виктории, Мэри Дженн Веллингс, которую он стал лечить от туберкулёза. Вскоре Постников сделал ей предложение и увез с собой в Россию.
Все время врач искал средство для лечения туберкулёза, которое было бы недорогим и в то же время надёжным. Однажды он услышал о кумысе, народном средстве башкир и киргизов. Для степных народов кумыс был обычной частью рациона. Но встретиться с кочевниками в бескрайних степях было делом случая, поэтому желающие лечится кумысом снимали кибитки и жили некоторое время рядом со скотоводами. Такое лечение, разумеется было доступно не каждому.
Первую кумысолечебницу открыл Дмитрий Азарович Путилов в селе Богдановка, в Самарской губернии. Но эта лечебница не стала крупной, в ней не было условий для приезжающих, кумыса было немного, и располагалась она достаточно далеко от Самары. Поэтому, когда скончался Путилов, лечебница тоже закрылась.
Но Самарская губерния была выбрана не случайно, она богата на степи, на которых пасли стада многие скотоводы. Близость гор и берег реки также создавали благоприятный, оздоровительный климат. Поэтому именно здесь решил открыть кумысолечебницу и Нестор Васильевич Постников.
В Самару Постников переехал в 1856 году и многие годы проработал главным врачом губернской больницы. Он знал о неудачном опыте своего предшественника. Поэтому взял в аренду землю в пригородном районе Самары, тогда в Винном овраге, а также землю под большие пастбища для лошадей.
В 1858 году кумысолечебница Постникова открылась и с тех пор процветала и пользовалась большой популярностью. В 1859 году было построено здание с квартирами — одноместными и для семей. А в 1872 году была открыта еще одна лечебница на Барбошиной поляне — для военнослужащих, с бесплатным обслуживанием.
Все годы работы Постников занимался благоустройством своих лечебных заведений. Цены на лечение были невысокими, а с бедняков он и вовсе не брал никакой платы.
Очень скоро лечебницы Постникова стали своего рода школами для изучения метода лечения кумысом. Богатый опыт, накопленный врачом за несколько десятков лет, помог узнать много нового о целебных свойствах лечебного напитка. Кумыс стали рекомендовать не только от туберкулеза, но и при неврастении, повышенных нагрузках. Врачи убедились в том, что кумыс оказывает общеукрепляющее действие, улучшает состав крови и работу сердца.
Уже при жизни Постникова овраг в народе стали называть его именем. После революции он стал оврагом Подпольщиков. В Постников овраг его официально переименовали в 2007 году.
Кумысолечебница часто меняла свой статус после революции, но медицинским учреждением оставалась всегда. Сейчас это областная туберкулёзная больница. Главное здание лечебницы, которое в 1910 году перестроили из кирпича, сохранилось до наших дней. По улице Ново-Садовой, 154 можно увидеть памятную табличку.
Люди в прошлом, ближнем и давнем, были не глупее нас с вами.
Как же они за века шествия по планете туберкулеза не могли понять, что он распространяется... "контагиозно", что один больной заражается от другого после контакта...
Или тогда над ними так довлела религия и мышление просто "на шаг в сторону" от постулатов религии - не работало?
Ведь даже у Джека Лондона, в начале XX века один из героев... что-то поняв... перевез семью, тотально заболевшую туберкулезом, в штат с сухим воздухом и теплым климатом - и она "выздоровели", смысле - их кровохарканье прекратилось.
От холеры гибли целые уезды и безлюдели губернии, а кипятить питьевую воду - никто не догадался. Почему?
Оценка статьи: 5
1 Ответить
Игорь Вадимов, тогда очень долго была теория миазмов, если плохо пахнет. значит опасно и болезнь может принести и ветер из зараженных домов, и защититься можно было дыша например через какой-то ароматический платок. А бактерии стали открывать как раз в середине девятнадцатого века. Если человек заболевал, то о некипяченой воде в то время наверное вспоминали в последнюю очередь, особенно в бедных кварталах.
0 Ответить