Посмотрев кинокартину, я решила почитать о мятеже литературу. Особенно меня впечатлила книга Владимира Шигина «Мятежный броненосец «Потемкин». Автор, будучи курсантом Морского училища, лично общался с одним из участников событий.
Тогда делегация молодых людей пришла в гости к ветерану, чтобы поздравить его со столетним юбилеем. Мужчина с радостью поделился своими воспоминаниями. Оказалось, что воспоминания были тесно переплетены с сюжетом фильма Эйзенштейна. С первого взгляда может показаться, что этот факт свидетельствует об исторической достоверности фильма. Но на самом деле, пишет автор, это далеко не так. Но обо всем по порядку.
Практически везде упоминается злосчастный брезент, которым, якобы, накрывали бунтовщиков перед расстрелом. Владимир Шигин утверждает, что такой ход режиссер фильма придумал сам, чтобы усилить напряжение и переживание зрителей. Да, на иностранных кораблях расстилали брезент перед расстрелом, чтобы не запачкать палубу кровью. Но в русском флоте такого точно не было.
Даже очевидцы в своих мемуарах писали о знаменитом расстреле мирного населения на одесской лестнице. А этот эпизод опять же был чистой выдумкой Эйзенштейна. Он даже добавил падение коляски с младенцем, чтобы усилить трагедию гибели невинных горожан от рук правительственных войск.
В таком случае хочется узнать, что же на самом деле происходило в июне 1905 года на борту легендарного броненосца?
Начнем с того, что броненосец «Потемкин» был новейшим кораблем, оборудованным по последнему слову техники, который только достраивался. На нем, например, впервые были установлены котлы для жидкого топлива, имелась установка централизованной артиллерийской стрельбы на посту в бронированной боевой рубке.
27 июня 1905 года броненосец вышел в море на испытания. Ничего не предвещало беды. Утро прошло в штатном режиме.
Наступило время обеда. Нижние чины отправились на раздачу традиционной чарки. Именно этот момент и выбрал зачинщик и идейный вдохновитель восстания Матюшенко. Он крикнул, что команда не будет есть борщ из червивого мяса. Матросам ничего не оставалось, как поддержать его. Хотя были люди, которые и не собирались бунтовать, а хотели пообедать. Их жестоко избивал Матюшенко и его приспешники.
Что интересно, на борту броненосца был еще один революционно настроенный моряк — Вакуленчук. Он-то как раз стал уговаривать бунтарей успокоиться, говорил, что время для мятежа еще не настало. Разгорелся конфликт между двумя главарями. Но Матюшенко желал править бунтом единолично, поэтому решил взять инициативу в свои руки.
Как пишет, Владимир Шигин, выждав момент, когда старший офицер отвел соперника за носовое орудие, Матюшенко пробрался к ним и пристрелил обоих. Впоследствии, чтобы разозлить матросов еще больше, он сказал им, что Вакуленчука убил офицер. Хотя люди были и так разгорячены: чарка водки без обеда и жара сделали свое дело. Такое состояние было на руку бунтарям.
Автор книги выдвигает несколько версий, откуда взялось червивое мясо в борще. Одна из самых интересных связана со случаем при погрузке провизии. Тогда офицер скаламбурил, что теперь они будут есть борщ с червяками. Но речь шла не о гнилом мясе, а о том, что слово «вермишель» переводится с итальянского как «червяки». Матросы услышали разговор, но ничего не поняли и растолковали все по-своему. Отсюда, возможно, и взялось червивое мясо. Этим и воспользовались революционеры.
Командир корабля приказал построить команду на палубе. Он пытался выяснить причину недовольства, хотел решить проблему мирно. За всех отвечала горстка приспешников Матюшенко.
Наступил критический момент всеобщего напряжения. Тогда зачинщики крикнули разбирать оружие. Красная черта была пройдена. Началась настоящая резня офицеров. Зная, что с броненосцем нужно как-то управляться, Матюшенко решил оставить в живых несколько специалистов, да одного офицера спасли матросы.
Чтобы еще больше скрепить кровью матросов, Матюшенко приказал им расстрелять своего командира. Его, голого и сильно избитого, вывели перед строем. После казни тело выбросили за борт. Потом его труп был найден в море и захоронен с почестями. Но глумление над командиром «Потемкина» не закончилось. В советское время надгробный камень с его могилы забрали, чтобы сделать из него памятник легендарному лейтенанту Шмидту.
Но вернемся на борт броненосца. Крайне цинично, что вечером мятежники без зазрения совести поужинали тем самым борщом.
Мятежный корабль начал свое скитание по морю. Чтобы получить провизию и топливо, революционеры отправились в Одессу. Даже под угрозой обстрела им не удалось получить желаемое. Матюшенко не остановился ни перед чем. Он приказал открыть огонь. Было выпущено два холостых залпа и два бронебойных. Один из снарядов попал в дом родственника одного из участников бунта.
Автор пишет, что матросы радовались и крестились, когда поняли, что обошлось без жертв. Спасло то, что команда была еще не сплаванной, не натренированной, поэтому матросы не умели стрелять из орудий главного калибра.
На следующий день обстрел города, к счастью, не повторился из-за тумана. Без офицеров горе-стрелки не рискнули открыть огонь по невидимым целям. Бунтовщикам ничего не оставалось делать, как уйти из порта несолоно хлебавши.
На сходке было решено идти в Румынию. Кстати, по этому факту существует легенда. Долгое время минеров на флоте называли «румынами». Считалось, что именно они первыми предложили идти в этот иностранный порт.
Даже у берегов Румынии бунтари учудили. Дело в том, что броненосец гордо вошел в гавань с революционным красным флагом. По меркам иностранного морского кодекса такое знамя было пиратским. А в Российском флоте такой сигнал обозначал готовность к открытию огня. Понятно, что вид корабля насторожил правительство порта.
При встрече с русским консулом Матюшенко стал требовать топлива и провизии. Конечно, ему отказали. Вот тогда он не придумал ничего лучше, как захватить иностранное судно. Но все закончилось хорошо: стараниями того же консула инцидент удалось замять. Броненосец опять отправился скитаться по Черному морю.
Наконец, эскадра, отправленная на розыск беглеца, обнаружила броненосец. Начался своеобразный немой бой, в котором не прозвучало ни единого выстрела. Несколько раз опьяненный безнаказанностью Матюшенко пытался идти на таран флагманского корабля. У штурвала завязывалась драка, и шальной корабль только прорезал строй.
Очевидцы вспоминали, что в такой момент огромный броненосец бросало из стороны в сторону. Советские историки пишут, что тогда матросы и кочегары выбегали на палубы, чтобы поприветствовать революционных товарищей. Владимир Шигин же объясняет это так: помня о цусимской бойне, когда корабли переворачивались и заживо погребали в своих трюмах моряков, нижние чины выбегали наружу, чтобы спасти свои жизни.
Тем временем внутри бунтарской массы начиналось брожение. Из-за отсутствия дисциплины матросы начали пить. Ни для кого уже не было секретом, каким будет итог. Нашлись те, кто в открытую высказывал недовольство уже действиями Матюшенко.
В итоге броненосец пришел в Феодосию, где через некоторое время все-таки сдался. Революционных борцов отрезвила всего-навсего стрельба пехотинцев по кораблю. В итоге правительственным войскам даже не пришлось прибегать к корабельным артиллерийским орудиям.
Стоит остановиться еще на некоторых интересных фактах, о которых пишет автор книги.
Среди экипажа «Потемкина» было 13 бывших «варяжцев». Лишь один из них взял оружие в руки. Остальные моряки при первой возможности тайно сошли на берег.
Когда корабль прибыл в порт Одессы, разнорабочие, достраивавшие корабль, нашли момент, чтобы улизнуть с него. Странно, ведь революционные лозунги провозглашали опорой именно эти слои населения. Получается, что им-то и так неплохо жилось.
При обстреле Одессы, во время всеобщей паники, первыми бежали агитаторы и революционно настроенные личности.
Вот так неисчерпаемая фантазия Сергея Эйзенштейна и великая сила кинематографа повлияли не только на умы зрителей, но даже на воспоминания очевидцев мятежа, превратив небылицы в быль. Значит, фильм получился очень убедительным. Небылицы, пересказанные в воспоминаниях очевидцев после просмотра кино, пошли «гулять» из одной научной работы в другую.
Фильм «Броненосец «Потемкин», на мой взгляд, не только шедевр немого кино, есть в нем еще одна ценность. В съемках был задействован подлинный корабль — современник «Потемкина», поэтому в кадре запечатлены оборудование, артиллерийские установки и другие механизмы дореволюционной эпохи кораблестроения. А это очень важно и интересно для любителей истории флота.
Игорь Вадимов, = Нет безобразья в природе = написал классик. "Все мы немножко лошади,// каждый из нас по-своему лошадь" (ВМ). Так чего...