Если разобраться с природой недугов, с которыми к ним обращались, станет ясно, что доктора были вменяемые и добросовестные, а вот их пациенты… Разве назовешь нормальным того, кто игнорирует гигиенические процедуры?
Принимая пациента с острой зубной болью, лекарь был очень внимателен. Он изучал состояние больного органа, интересовался, что чувствует больной, искал аналогии с другими случаями из практики. Выяснив, что симптоматика напрямую связана с зубом, обладающим дыркой, нужно понять, кто или что проделало это отверстие. Тем более, если в планах есть сохранение пострадавшего зуба.
На заре цивилизации
К сожалению, мы не знаем, о чем думал первобытный человек, когда ему становилось трудно жевать. Археологические находки подтверждают наличие у наших древнейших предков стоматологических проблем, включавших стертость зубов из-за твердой пищи, сколы эмали и кариес. Последняя беда — с развитием земледелия и обогащения рациона злаками — все чаще посещала ротовые полости представителей рода Homo.
Решить проблему радикально, треснув ближнего камнем по больному месту, шаманы не спешили. При помощи кремневого острия они вычищали пораженные ткани и прикладывали к больному месту пчелиный воск и целебные травы.
Шли века, совершенствовались методики врачевания. Но никаких новинок в терапии не будет, если причина недуга не выяснена. Можно предположить, что древние люди обвинили в причинении вреда зубам самое мерзкое создание, которое можно было обнаружить в природе.
Только вот почему черви? Почему не волки, которых в старину боялись по-настоящему? А может быть, демоны? Ведь герои нашего повествования жили во времена суеверий.
Сбор анамнеза
Современные исследователи предполагают, что за козни зубного червя принимали пульпит. Так называют воспалительный процесс, затронувший святая-святых зуба — его кровеносный сосуд и нерв. Причиной происходящего являются бактерии, проникшие в полость зуба через разрушенные кариесом ткани.
Заявляет о себе недуг нешуточными болевыми ощущениями, которые усиливаются по ночам. Как тут не заподозрить нечто, поселившееся в зубе, опасливо пережидающее день и резвящееся под покровом темноты? Изменение характера неприятных симптомов тоже указывает на разумность твари: она способна как с жадностью наброситься на зуб, так и, насытившись, отдыхать, изредка шевелясь, тем самым причиняя страдания хозяину организма.
Обнаружить вредителя можно было после того, как врач и пациент уставали бороться за сохранение зуба и удаляли его. Если удалось извлечь зуб целиком, а потом его аккуратно распилить, внутри находились останки нерва, напоминающие того самого дохлого червяка. Учитывая тот факт, что операции могла предшествовать длительная терапия, а непосредственно в ее процессе применяться препараты, притупляющие болевые ощущения, верилось, что вредитель обессилил в ходе борьбы, потому и не подает признаков жизни.
Наблюдения и аналогии
В средневековых манускриптах можно найти рецепты борьбы с сородичами зубного червя, обитающими в желудке, кишечнике и даже волосяных фолликулах. Этих паразитов обнаруживали не только у человека, но и у животных. Медики не могли много раз ошибаться, они, действительно, периодически сталкивались со злокозненными чужаками.
Антисанитария, царившая в домах и на улицах городов, способствовала распространению инфекционных заболеваний. Рассмотреть бактерий, не говоря про вирусы, до изобретения микроскопа было невозможно, а обнаружить гельминтов сложности не составляло. Понимание того, что эти червячки наносят вред организму, оборачивалось упрощением поиска причины заболеваний.
Свою роль в сочинении зубного червя сыграли и мистические воззрения на живую природу. Библейский символ змея-искусителя обернулся негативным отношением ко всем пресмыкающимся. Звери, которые хоть чем-то напоминали этого отрицательного персонажа, представляли потенциальную угрозу для рода человеческого.
Паразита-садиста нужно было обезвредить. Врачеватели обращались за помощью к высшим силам и к своему опыту. Исходя из неверных представлений о причине патологии, стоматологи древности допускали ошибки как в выборе терапевтических средств, так и в разработке программы профилактики. Но об этом дальше.
Александр Котов, подозреваю, что информации о заболеваниях, которыми страдали в Средневековье крайне мало еще и потому, что к медикам...