Самолеты
Когда Джеффри Де Хевиленд, главный конструктор и владелец авиастроительной фирмы «Де Хевиленд», предложил идею легкого, мощного, высотного бомбардировщика, снабженного минимальным бортовым вооружением, идея не просто не имела успеха — над автором смеялись. Ибо его идея шла вразрез с общепринятыми тогда аксиомами самолетостроения: что современный самолет должен быть металлическим, ибо дюраль прочнее дерева, нужны оборонительные пулеметы, бортовые стрелки спасают самолет от истребителей врага… и так далее.
Запретить Де Хевиленду работу над самолетом не могли, но денег на этот проект государство не дало. Однако уже первый экземпляр нового самолета выдал такие характеристики, скорость, маневренность, высотность, что саботаж бюрократов в военных мундирах оказался сломан и фирма получила государственный заказ на пробную партию своих новых самолетов.
В итоге ВВС Великобритании получили скоростной высотный разведчик, бомбардировщик и высотный ночной истребитель. Кроме того, поскольку машина была изготовлена в основном из дерева, самолет был малозаметен для радаров немцев. Потери самолетов этого типа — самые маленькие за время Второй мировой войны: всего 16 машин на 1000 самолетовылетов.
А дело в том, что истребители врага не могли за ним угнаться, его максимальная скорость составляла 615 км/ч. Зениткам было очень трудно в него попасть, ведь его высотность была 11.000 метров, тогда как самая мощная немецкая зенитка калибра 88 мм била не выше 10.600 метров. Радары противника замечали его с большим трудом, намного позднее, чем цельнометаллические самолеты, ведь дерево прозрачно для излучения радара.
В СССР в 1930−40 годы истребители изготавливались в основном из дерева. Делалось это из-за нехватки алюминия, обострившейся в 1941 году, ведь заводы по производству алюминия в СССР были на Украине, оккупированной немцами.
Поначалу, встречаясь в бою с устаревшими советскими И-15 и И-16, немецкие летчики презирали «рус-фанер». Затем они столкнулись в боях с более современными самолетами, созданными уже в ходе Великой Отечественной войны — Як-7, Як-9, Ла-5ФН, Ла-7, которые по своим боевым характеристикам ничуть не уступали Мессершмиттам и Фокке-Вульфам, хотя и были в основном сделаны из дерева.
Особого упоминания стоят легкие ночные бомбардировщики По-2 (которые до войны были «летающими партами», учебными самолетами У-2). Попробовав самолет в качестве ночного легкого бомбардировщика и убедившись в его высокой эффективности, командование ВВС к середине войны довело количество полков, летающих на По-2, до 60. Легкий, маневренный, дешевый, малозаметный, он был сложной целью для истребителей противника даже днем.
Итак, мы видим, что во времена Второй мировой дерево далеко не исчерпало свой потенциал. Нечто похожее было и в минном вооружении.
Мины
Германия Вторую мировую войну встретила с линейкой мин, противотанковых и противопехотных, отлично подходивших для молниеносной войны. Они были металлическими и многоразовыми. Противотанковые TMi-35 по форме напоминали чечевицу, весили около 10 кг, из которых около 5 кг — взрывчатка.
В тех местах, где вермахту вдруг ненадолго надо было встать в обороне, немецкие саперы быстро устанавливали высокотехнологичные мины перед своим передним краем. Атакующие танки противника взрывались на минах, прочие останавливались перед обнаруженным минным полем и становились жертвой ПТО непобедимой германской армии.
День-другой — враг откатывался назад, а вермахт продолжал свое наступление. Саперы, используя миноискатели и схемы минирования, быстро извлекали не сработавшие мины, помещали их в контейнеры, грузили на грузовики — и марш-марш вперед, чтобы установить мины, если вдруг придется где-то снова держать оборону.
Мины были надежные, удобные в установке, не слишком тяжелые, эффективные. Наши саперы их очень высоко ценили. Один минус — они были весьма трудоемки в производстве и требовали дефицитные материалы. Производителям это было очень выгодно, но увеличить производство своих мин, тем более в условиях длительной войны, оказалось практически невозможно.
А в РККА в то время саперы использовали мины типа ЯМ. Их было несколько типов — ЯМ-5, ЯМ-5К, ЯМ-5М, ЯМ-5У, ЯМ-10. Деревянные ящики, сколоченные из сантиметровых досок. Внутри — от 2.5 до 18.3 кг взрывчатки и взрыватель нажимного типа. Танк наезжает на мину гусеницей. БУМ! У танка нет гусеницы и повреждена ходовая часть. Миноискателем ее искать невозможно, корпус деревянный. Стоит она в разы дешевле немецкой мины, сделать ее во много раз проще.
С противопехотными минами было то же самое. В самом начале войны на вооружении наших саперов была противопехотная мина ПМД-6. Корпус ее был похож на пенал. Внутри — 200 г взрывчатки и взрыватель. Идет цепь. Под ногой у одного взрывается мина. Убиты и искалечены разом несколько человек. И попробуй ее миноискателем найти!
Противотанковые мины типа ЯМ в ходе войны были заменены на мины типа ТМД, которые тоже из дерева, но более приспособлены для повторного использования.
Прошли десятилетия, современные военные конфликты без мин тоже не обходятся. И очень многие из них в наше время не являются металлическими, чтобы затруднить работу по разминированию. Но, правда, они и не деревянные, а пластиковые. Такие маленькие, легонькие, малозаметные. А если вдруг наступишь… Результат плачевный.
Володя... У вас спорткафедра хоть с пониманием к этому вопросу отнеслась: не умеешь на лыжах - не надо. Будешь бег сдавать. Без лыж. А у меня...