В течение тысячелетий чай знали только на его родине, в Китае. Но затем, когда европейцы начали налаживать торговлю со Срединной империей, одним из наиболее востребованных товаров был именно чай.
В Европу он доставлялся сначала по суше, а затем и по морю. По суше — с IX века, через всю Азию, караванами, а затем через Османскую империю, попадая к европейцам от арабов, персов, имевших сообщение с Китаем. Путешествие товаров тогда длилось несколько лет. Потом было налажен и морской маршрут. Сначала португальские, затем еще английские и голландские парусники везли экзотические восточные товары. Время доставки уменьшилось до двух лет, именно такова была длительность рейса из Англии в Индию и обратно.
Изначально чай был просто дорогостоящей экзотикой, такой же, как пряности или китайских шелк. И настой чайного листа в кипятке рассматривался то ли как лекарство, то ли как некий экзотический восточный обычай, ставший интересным высшей аристократии Европы.
Но прошло время, были созданы британская и голландская Ост-Индские компании, торговля с Восточной Индией (изначально Америку называли Вест-Индией) набирала обороты. Но по океанам, в обход Африки, корабли, напомню, ходили около двух лет. По суше, через персов и османов, тоже оказалось идти сложно. И тут открылся новый путь из Китая — через Россию.
В 1727 году были подписаны торговые договоры между Китаем и Россией, Буринский и Кяхтинский. Согласно этим договорам был специально построен торговый городок, через который осуществлялась торговля между двумя странами.
Российские купцы продавали различные виды мануфактуры, сукно, пушнину и юфть (специальным образом выдубленная кожа). Китай взамен поставлял немного шелковых и хлопчатобумажных тканей, совсем мало фарфора и чай. В России этот чай тогда называли кяхтинским, а в Европе — русским.
- В XVIII веке Россия была основным поставщиком чая в Европу. Из России в Европу в год поставлялось до 360.000 пудов чая!
Кяхта стала городом. Специально для торговли с Китаем был построен Кругобайкальский тракт. Столица чая получила свой оригинальный герб, росла и богатела торговлей. В первой половине XIX века город называли Песчаной Венецией, он был одной из столиц Сибири. Здесь были построены великолепный православный собор, огромные торговые ряды, большой Гостиный двор. Дома местных купцов были большими и богато оформленными.
Увы, в середине XIX века, после «опийных войн», Англия взялась за торговлю чаем. Разбив китайские войска и насадив в их стране курение опиума, британцы начали выкачивать богатства Китая. В том числе и чай. Легкие, скоростные парусники везли из Индии в Китай опий, а из Китая в Лондон — чай. В Европе этот чай называли кантонским. Поскольку в торговле, как на войне, достойны любые приемы для увеличения прибыли, кантонский чай, демпингуя, начал вытеснять русский (кяхтинский) из Западной Европы.
Последовавшая рекламная кампания еще больше увеличила распространение кантонского чая в Европе. Английский ботаник Роберт Фортьюн превратился в контрабандиста и сумел обманом вывезти некоторое количество чайных кустов из Китая. Ему удалось заложить новые чайные плантации на Цейлоне и в Индии.
Чай на новых плантациях оказался великолепен. И доставался он английским землевладельцам крайне дешево, потому «кантонский» чай еще более упал в цене. А в конце XIX века был построен Суэцкий канал, почти вдвое сократив путь из Индии в Европу и сделав его намного безопаснее.
Так «кантонский» чай победил «кяхтинский». Торговля в Кяхте резко уменьшилась во второй половине XIX века. А со временем, когда товары начали поставлять по железной дороге, город перестал быть столицей чая. Нет, он не умер окончательно, но превратился в просто районный центр в Бурятии. А ведь в XVIII и в первой половине XIX века этот город был столицей европейского чая!
Недавно меня зацепила идея попытаться сделать модель самолёта, которая взлатала, летела и приземлялась бы в горизонтальном положении...