Кого же повесили 25 июля 1826 возле Кронверка Петропавловской крепости? А главное — за что их казнили?
Когда следователи, работавшие по делу восстания декабристов, начали разматывать цепочку дворян, причастных к нему, «вдруг» оказалось, что «о деле» знало великое множество людей. Знали, но… доносить сочли низким.
Даже Дениса Давыдова, великого партизанского командира и пиита времен Отечественной войны, пытались вовлечь в круг причастных. Но Давыдов ответил: «Покажите мне русский бунт, и я пойду его укрощать». От участия в восстании он резко отказался, но и властям доносить счел ниже своего достоинства.
- В итоге из 579 следственных дел 292 завершились резолюцией «Оставить без внимания», эти люди были отпущены на свободу и вернулись к привычной жизни.
- 120 активных участников восстания было осуждено на каторжные работы и ссылку, причем в цепях оказались даже князья.
- «Не слишком активные» участники восстания (162 человека) отделались какими-то поражениями в званиях и правах, кого-то сослали на Кавказ, в зону боевых действий.
Нижние чины, выведенные своими командирами на Сенатскую площадь, заплатили намного большую цену. Сотни их погибли под картечными выстрелами на площади, очень многие утонули в реке, пытаясь избежать расстрела: по льду стреляли ядрами, дабы восставшим не было прохода на Васильевский остов, пытавшиеся убежать просто тонули. Поскольку был приказ как можно быстрее очистить площадь, тела убитых бунтовщиков просто спускали под лед Невы. И вроде бы так поступали даже с ранеными.
Источник видео: РКН: сайт нарушает закон РФ
Те, кто выжил в той бойне, были прогнаны сквозь строй. И те из них, кто выжил после избиения, были отправлены в основном на Кавказ, на войну, но кто-то попал и на каторгу в Сибирь. Но об этом, даже до сих пор, почему-то не говорят, вспоминая в основном дворян-руководителей.
«Преступниками вне категорий» были названы только пять человек: Михаил Бесстужев-Рюмин, Петр Каховский, Сергей Муравьев-Апостол, Павел Пестель и Константин Рылеев.
Почему именно они? Все они, кроме Каховского, были руководителями тайных обществ, организовавших этот бунт.
Павел Пестель, Михаил Бесстужев-Рюмин, Сергей Муравьев-Апостол руководили «Южным обществом» — тайной организацией, которая хотела для России лучшего, ради этого были готовы пролить кровь и сумели поднять на бунт Черниговский полк. Правда, больших боев при подавлении не случилось. Но все равно погибли многие из нижних чинов. Да и после подавления бунта солдат и прогоняли сквозь строй, и ссылали в Сибирь и на Кавказ.
Из «Северного общества» казнили двоих: Каховского и Рылеева.
Петр Каховский. Среди декабристов был назначен «цареубийцей». Собственно это и решило его судьбу, казнь для такого бунтаря была неизбежна. Ведь царь в те годы считался данным стране самим Господом, миропомазанником, первым в России между народом страны и Богом.
Во время восстания на Сенатской площади Каховский убил нескольких человек, генерала Милорадовича, военного генерал-губернатора Петербурга, который, как потом выяснило следствие, даже входил в круг заговорщиков, но во время бунта все же остался верен присяге, и полковника Стюрлера, командира лейб-гвардии Гренадерского полка, который препятствовал выходу из казарм солдат его полка. Правда, до царя он добраться не сумел.
Константин Рылеев. Один из руководителей «Северного общества», один из организаторов восстания на Сенатской площади, автор нескольких трудов, обосновывающих насильственное изменение политического строя России, ради чего следовало допустить и цареубийство.
В общем, пятерых руководителей восстания казнили за организацию опаснейшего бунта, который мог бы привести к большому кровопролитию, когда сторонники и противники этих тайных обществ сошлись бы друг против друга в Гражданской войне (как случилось через 93 года после восстания декабристов). И Каховский хоть и не был руководителем, но его действия во время восстания привели к пролитию большой крови.
В те годы в Англии казнили вдвое больше, чем в России. А в США количество казней было в 7 раз больше, чем у нас, и совсем не по таким серьезным поводам, как в данном случае.
А ведь мы привыкли о восстании декабристов думать совсем не так…
Валерий Хачатуров, = Дорогие литсобратья !" Как я счастлив оттого, // Что средь общей благодати меня кроют одного. // Как овечка чёрной...