Признайтесь, обнаружив две скрещенные кости и череп, вы отбросили бы зловещую находку в сторону и копали бы, пока под лопатой не зазвенели бы пиастры. Жаль, но никакого сундука с сокровищами обнаружить бы не удалось. То, что выглядит как самый узнаваемый символ пиратства, может оказаться памятником невежеству конца XIX века.
Инфекционные болезни преследовали человечество с момента его появления. Даже сегодня, когда хорошо известны их возбудители, разработаны методики лечения и профилактики, покончить удалось только с вирусом натуральной оспы.
В стародавние времена недуг, способный поражать большое количество людей, вызывал мистический ужас. Находились мудрецы, подмечавшие, что распространение хвори можно остановить, придерживаясь определенных правил. Были и дерзкие умы, искавшие лекарства от болезней. Такой оголтелый материализм редко встречал понимание среди простого люда. История сохранила мало имен первых борцов с болезнями, но множество свидетельств диких выходок испуганных простаков она нам предоставила.
Находка археологов
В 1990 году в гравийном карьере в Грисволде, штат Кентукки, были обнаружены древние захоронения. Прибывшие специалисты выяснили, что в конце XVIII, начале XIX веков на этом месте было кладбище. В ходе раскопок были обнаружены 27 могил.
Одно захоронение привлекло внимание археологов: кости взрослого мужчины были намеренно перемещены. Складывалось ощущение, что здесь побывали некроманты или какой-то безумец разорил могилу. Ребра несчастного были сломаны, поверх них кто-то положил череп и скрещенные бедренные кости. Зловещую композицию прикрыли крышкой гроба, на которой при помощи гвоздей была сделана простая надпись: JB55.
Археологи и фольклористы идентифицировали странную находку как могилу вампира. Чтобы установить личность покойного, выяснить причину его смерти и обстоятельства посмертных приключений, были привлечены эксперты лаборатории ДНК Системы судебно-медицинской экспертизы вооруженных сил в Дувре (штат Делавэр) и компании SNA International в Александрии (штат Вирджиния).
В июле 2019 года в музее здравоохранения и медицины Силвер-Спринг ученые представили результаты своего расследования.
Результаты расследования
Внимание историков привлекло таинственное JB55. Оказалось, что неподалеку гроб ребенка был украшен надписью NB13. В архивах нашлась газетная заметка о смерти мальчика по имени Натан Барбер, отец которого звался Джоном. Скорбящие родственники, сообщившие в 1826 году об утрате, оставили многочисленное потомство. ДНК-экспертиза подтвердила принадлежность мужчины из загадочного погребения к семейству Барберов.
Цифры на крышке гроба указывали возраст покойного. Для своих лет Джон очень плохо сохранился: у него болело плечо из-за плохо сросшейся сломанной ключицы, он прихрамывал из-за артрита, поразившего колено, и мог кого угодно испугать своей беззубой улыбкой. Этот человек был небогатым фермером, тяжелый труд безвременно состарил его тело, а бактерия, полученная от соплеменников, прикончила несчастного.
Причина смерти мужчины нашлась при изучении ребер — следы на них указывали на туберкулез легких.
Смерть и другие злоключения
Археолог из Кеннектикута Николас Ф. Беллатони, принимавший участие в расследовании дела вампира, в интервью The Washington Post описал обстоятельства заражения Джона Барбера Mycobacterium tuberculosis.
Традиционная семья земледельца Новой Англии была большой, а условия жизни ужасными. Несколько поколений ютились в одном весьма скромном доме, больные и здоровые обедали за общим столом, спали рядом. О возбудителях инфекционных болезней они ничего не знали.
Судя по следам, которые болезнь оставила на костях, Джон болел туберкулезом долго. На его губах регулярно появлялась кровь, а те, кто с ним контактировал, худели и теряли силы. Смерть фермера как будто усилила физические страдания его близких. Когда умер мальчик, Барберы не сомневались, что отец высосал кровь сына. Тот факт, что у главы семейства было крайне мало зубов, оправданием служить не могло. Историк утверждает, что инициаторами эксгумации были родственники покойного.
Судя по всему, раскопали могилу спустя несколько лет после смерти Джона. Тело успело истлеть и поиск сердца, в котором, согласно народным поверьям, заключалась сила упыря, не дал результатов. Кровопийцу нужно было обезвредить во что бы то ни стало. Придав костям причудливый вид, простаки были уверены, что нечисть не сможет вернуть голову и ноги на место, не встанет из могилы, чтобы утащить на тот свет кого-то из них.
Выводы
То, что мы бы приняли за пиратскую метку, оказалось последствием мрачного ритуала. То, что невежды, разорившие могилу, принимали за происки кровожадного покойника, было заразным смертоносным заболеванием.
Не стесняйтесь интересоваться мнением специалистов, если встречаете что-то странное и пугающее. Магия против недругов, наносящих ущерб организму, не работает. Начиная с аффирмаций для купирования зубной боли, легко дойти до раскапывания могилы в поисках кровопийцы, а все потому, что ванильный способ лечения не помог. Барберы наверняка тоже начинали терапию с молитв, а закончили известно чем. Если захворало материальное тело, обращайтесь к врачу.
Пользуйтесь достижениями современной медицины. Дедовские способы борьбы с недугами, отвергнутые врачами, годятся только для того, чтобы шокировать археологов прошлого. Справиться с инфекционным заболеванием при помощи рецептов эпохи, когда о причинах таковых ничего не знали — обрекать себя на мучения и, возможно, инвалидность, а то и смерть.
Будьте здоровы!
Игорь Вадимов, = Нет безобразья в природе = написал классик. "Все мы немножко лошади,// каждый из нас по-своему лошадь" (ВМ). Так чего...