Начать стоит с краткой биографии Дэмьена. Он родился в семье писательницы и ученого, в детстве играл в школьной джазовой группе на барабанах. Однако после того, как увлекся кинематографом и посмотрел «Цельнометаллическую оболочку» и «Касабланку», понял, что режиссура его увлекает куда больше, чем музыка.
Отучившись в Гарварде, молодой и амбициозный Шазелл собирает 50 тысяч долларов на свой первый полнометражный фильм «Гай и Мэдли на скамейке в парке». Он сразу привлек внимание кинокритиков, ведь снимать чёрно-белый мюзикл на 16-миллиметровую пленку в Бостоне — это очень дерзкий эксперимент.
Вдохновившись своей маленькой победой, молодой кинорежиссер решается на переезд в Лос-Анджелес, где и начинается его полноценная карьера в сфере кино. Долгое время он работает наемным сценаристом, переписывая второсортные тексты хорроров и других не самых успешных картин. Со временем ему наконец удается собрать денег на свой следующий фильм, после которого его ждет оглушительный успех.
Все началось со сценария «Одержимости» (в оригинале название звучит как «Whiplash»). Продюсеры никак не хотели браться за реализацию проекта никому не известного режиссера. В 2012 году сценарий даже попал в черный список Голливуда, куда попадают самые лучшие нереализованные идеи.
Через год Дэмьену наконец предложили деньги, однако было решено сначала создать короткометражку, взяв сцену первой репетиции главного героя Нимана (Майлза Теллера) с главным антагонистом — строгим преподавателем Флетчером в исполнении великолепного Джонатана Кимбла Симмонса. Короткометражка получила очень положительные рецензии, благодаря чему Шазеллу все-таки дали добро на экранизацию его многострадального сценария.
Параллельно с «Одержимостью» Дэмьен также писал сценарий и к «Ла-Ла Ленду». В глазах режиссера это было переосмыслением и улучшением его первой черно-белой картины. Однако до триумфа «Одержимости» никто не решался браться за столь большой и крупный проект. «Ла-Ла Ленд» стал фильмом, который принёс Шазеллу известность и авторитет.
После того, как мюзикл получил 6 статуэток кинопремии «Оскар» и даже был случайно назван «Лучшим фильмом» на церемонии в 2017 году, перед автором открылись новые перспективы. После «Ла-Ла Ленда» режиссер решил впервые взяться за фильм не по своему сценарию и рассказать историю Нила Армстронга так, как ее видел сам Шазелл. «Человек на Луне» стал самым «нешазелловским» проектом, однако пришелся зрителю по душе.
После того, как мы разобрались в хронологии создания фильмов Дэмьена Шазелла, пришло время понять, почему он нравится всем и что же делает его особенным.
Во-первых, это темы, которые затрагивает Шазелл в своих фильмах. Основной, конечно же, является тема мечты человека, его таланта и предназначения. Для режиссера самореализация стоит превыше всего, ведь чтобы добиться успеха, человек должен принести жертву. От этого можно перейти к еще одной ключевой в творчестве Дэмьена теме — теме любви. Любовь — это именно то, что приносят в жертву герои Шазелла. Чтобы спасти джаз, стать известной актрисой, великим барабанщиком или чтобы полететь на Луну, нужно «отдать всего себя своей мечте», так считает сам Дэмьен.
Во-вторых, это, конечно же, ряд визуальных решений, которые захватывают зрителя, привлекают его и не отпускают до окончания титров. Шазелл смог выработать свой авторских неповторимый стиль, благодаря которому его фильмы выделяются на фоне творчества других известных режиссёров.
Основу составляет операторский прием iris wipes (когда камера резко поворачивается от одного объекта к другому), резкий монтаж, в полной мере иллюстрирующий отрешенность героев от внешнего мира, и цветовые решения, которые создают основное настроение его картин.
- Например, для «Одержимости» свойственен медный, даже грязно-жёлтый цвет картинки. Это и цвет джаза (из-за преобладания в нем медных инструментов), и символ давящей атмосферы вокруг Эндрю.
- «Ла-Ла Ленд» выполнен в более яркой цветовой гамме, однако преобладающим цветом является тёмно-синий, который вначале выглядит как нечто сказочное, а в конце становится столь грустным и тоскливым.
- «Человек на луне» же совсем не имеет ярких цветов и наполнен холодными, бледными оттенками, символизирующими холод космоса.
С каждым фильмом визуальный стиль Шазелла становится все более заметным и отточенным.
Дэмьен Шазелл в настоящее время стал одним из тех немногих режиссёров, кто искренен со своим зрителем. Это большая редкость, особенно в условиях Голливуда. Он решается снять мюзикл, когда кажется, что этот жанр безвозвратно ушел в небытие, создает саундтрек только из джаза, который многие считают также абсолютно не актуальным, и снимает фильм о первой высадке человека на Луну без водружения американского флага.
Дэмьен делает кино о том, что сам любит, и снимает то, что хочет сам, а не то, что навязывают ему продюсеры. Возможно, искренность его фильмов — это и есть то, что так привлекает зрителя.
Игорь Вадимов, = Нет безобразья в природе = написал классик. "Все мы немножко лошади,// каждый из нас по-своему лошадь" (ВМ). Так чего...