Перейти к предыдущей части статьи
Сразу хочется предупредить читателей о том, что некоторым композициям я уже посвящал отдельные статьи с историями песен. Поэтому, чтобы не повторяться, просто буду давать на них ссылки. С другой стороны, я постараюсь уделить достаточно внимания даже тем трекам, которые звучат в фильме очень фрагментарно. Ведь такой «незаметной» музыки там достаточно.
Dick Dale & His Del-Tones — «Misirlou»
Что-что, а хит сёрф-рока 1962 года под названием «Misirlou» («Египтянка») незаметным точно не назовёшь. Первый же звук звучит, как выстрелившая тетива лука — сразу после вступительной сцены, где герои Тима Рота и Аманды Пламмер начинают грабить закусочную. Напор этой упругой, стремительной и агрессивной музыки таков, что зритель просто не в силах оторваться от экрана, хотя там всего лишь идут начальные титры.
К. Тарантино:
Она просто заявляет, что вы смотрите эпос, смотрите великий классический фильм. Она просто бросает вызов, которому теперь должна соответствовать картина.
Включить «Misirlou» в саундтрек «Чтива» режиссёру посоветовал музыкант Бойд Райс. Трудно поверить, что истоки этого убойного музыкального хита лежат в неторопливой народной песне Средиземноморья с типичными, слегка заунывными, восточными мотивами.
В 1962 году гитарист Дик Дейл обработал этот фольклор буквально до неузнаваемости: убрал из песни слова, предельно ускорил темп и украсил музыку гитарным тремоло на пару со зловещим саксофоном. Подробнее о том, как это было, вы можете прочесть здесь.
В 1960-е годы было столько разнообразной и хорошей музыки, что о «Misirlou» постепенно подзабыли. Но вот выходит «Криминальное чтиво», и композиция Дейла обретает популярность, которой не знала даже в прошлом. И хотя Тарантино предостерегал режиссёров брать в саундтрек киномузыку, которая крепко ассоциируется с каким-нибудь культовым фильмом, к его совету не прислушались.
Во второй половине 1990-х «Misirlou» можно было услышать в таких фильмах, как «Такси» или «Шестиструнный самурай». И она действительно выглядит там как некое заимствование из «Криминального чтива». Недаром некоторые до сих пор называют «Misirlou» просто «Pulp Theme» («Криминальной темой»).
Kool & the Gang — «Jungle Boogie»
По экрану всё ещё идут титры, когда «Misirlou» сменяет вторая композиция под названием «Jungle Boogie». Она буквально прорывается сквозь радиопомехи — будто кто-то настраивает волну «Ностальгия по 1970-м» (сей приём Тарантино использовал ещё в «Бешеных псах»).
По окончании титров мы видим, что песня и в самом деле доносится из автоприёмника машины, на которой едут два наёмных убийцы — Винсент (Джон Траволта) и Джулс (Сэмюэль Джексон), беседуя об особенностях национального фастфуда.
Сингл с «Jungle Boogie» записала и выпустила в 1973 году чернокожая американская группа KOOL & the GANG. В 1974-м он стал большим клубным хитом и добрался до 4-го места американского хит-парада. Это была типичная запись в стиле фанк — с монотонным духовым риффом и громкими воплями (в числе которых можно услышать и «крик Тарзана»).
Интересно, что эффектный низкий голос на этом треке принадлежал дорожному менеджеру группы — Дональду Бойсу. Он так мастерски «укал» и хрипел, что его привлекали к записи синглов ещё не раз.
Как это часто бывает с танцевальными песнями, смысла в тексте «Jungle Boogie» немного. Нас просто призывают «встряхнуться, падать, вставать» — одним словом, делать «Буги Джунглей». Недаром в одном из выпусков «Маппет-шоу» над содержанием песни изрядно поглумились, заставив одного из героев читать его с листа.
Зато песня звучала весьма энергично и придавала героям «Чтива» определённый налёт крутизны.
The BROTHERS JOHNSON — «Strawberry Letter 23»
Песня под загадочным названием «Клубничное письмо № 23» — наверное, самая незаметная во всём саундтреке «Криминального Чтива». Во-первых, потому, что она звучит всего несколько секунд, когда Винсент и Джулс идут по коридору дома. Во-вторых, потому, что именно в этот момент киллеры ведут увлекательную беседу на тему, стоит ли выбрасывать человека в окно, если он всего лишь сделал массаж ступни твоей жене?
Зачем Тарантино вообще включил песню в фильм в столь урезанном виде и какую роль она там играет, лично мне до сих пор неясно. Неслучайно в официальное издание саундтрека «Strawberry Letter 23» поначалу не вошла и была включена лишь в переиздание 2002 года. Но, видимо, уж сильно она Квентину нравилась, иначе зачем бы он стал использовать песню ещё раз — в фильме «Джеки Браун»?
«Клубничное письмо» было написано и впервые исполнено американским музыкантом Шагги Отисом. Несмотря на то что Отис был чернокожим, песню нельзя отнести к таким «чёрным» стилям, как ритм-энд-блюз, фанк или соул. И по тексту, и по музыке — это типичная психоделия.
Описывая чувства влюблённых, Отис не скупится на странные образы и яркие краски: «Радуга и водопад струятся в твоей голове…», «Громкое эхо голубого цвета… исходит из вишнёвого облака…». Под стать тексту и музыка — прежде всего, инструментальная часть с размытыми звуками и прямо-таки переливающимся гитарным соло.
Песня вошла в альбом Отиса «Freedom Flight» (1971), но синглом выпущена не была. И зря. В 1977 году за песню взялся коллектив The BROTHERS JOHNSON под руководством знаменитого продюсера Куинси Джонса (того самого, что приложил руку к «Триллеру» Майкла Джексона). Чернокожие братья обернули «Клубничное письмо» в более привычную для них упаковку ритм-энд-блюза, хотя гитарное соло Отиса сняли буквально один в один.
В 1977 году версия братьев Джонсонов вышла на сингле, добралась до 5-го места американского хит-парада и тут же породила у слушателей множество вопросов.
Например, что курил (или клал на язык) её автор? Почему письмо «клубничное»? Может, этим ароматом была пропитана бумага письма? (По крайней мере, The BROTHERS JOHNSON действительно выпустили первую партию сингла на пахучем виниле и с пахучим конвертом.) И, наконец, почему песня называется «Клубничное письмо № 23», а поётся в ней о «клубничном письме № 22»?
Сам Шагги Отис божился, что ЛСД он вообще никогда не принимал и никаких отсылок к наркотикам в песне нет. Мол, он просто описывал место, которое «не похоже на Землю» — некий мысленный «рай», где пребывают влюблённые. При этом им даже не нужно реально быть вместе, чтобы ощущать любовь друг к другу. Остальное Отис пояснил так:
Когда я писал эту песню, я представлял девушку, вручающую парню любовное письмо в розовом конверте. Парень и девушка уже написали друг другу 22 письма. А 23-е, которое он пишет — это сама песня. И никаких там ароматов.
Продолжение следует…
Выходит, средневековье - это не только рыцари в доспехах, пышные пиры в замках и красочные турниры, но и страшные болезни. Нам почему-то...