Мы же с вами вспомним самые удачные появления Джима Керри на экране.
1. «Эйс Вентура: Розыск домашних животных» (1993)
Эксцентричная комедия начинающего режиссера Тома Шедьяка явила миру нового голливудского комика, столь же смешного, сколь и эпатажного.
В центре сюжета — приключения отвязного частного детектива, специализирующегося на поисках домашних питомцев. Только в этот раз пропал не Мурзик и не Тузик, а дельфин по кличке Снежинка — талисман футбольной команды.
Первая же главная роль принесла Керри мировую славу, безумные гонорары, а сам персонаж надолго стал его визитной карточкой, хотя впоследствии Джим и старался быть более сдержанным в своих эскападах.
2. «Тупой и еще тупее» (1994)
Еще один феерически смешной и совсем не такой глупый, как могло бы показаться из названия, комедийный проект, в котором Керри продолжает строить из себя «сельского дурачка». С той лишь разницей, что теперь его персонаж Ллойд с рождественской фамилией Кристмас — полнейший кретин, сумасбродные поступки которого оттеняют не менее идиотские выходки его лучшего приятеля Гарри (Джефф Дэниэлс).
Картина братского режиссерского тандема Питера и Бобби Фаррелли безо всяких видимых усилий вышла в лидеры кинопроката и впоследствии (правда, спустя 20 лет) даже обзавелась сиквелом.
3. «Маска» (1994)
Середина 90-х в Голливуде — это начало и самый пик невероятно успешной карьеры Джима Керри. А толика фэнтези в приключенческой комедии Чака Рассела лишь укрепила его позиции: после этой ленты зарплата комика стала 8-значной.
«Маска» — типичный фильм про очередного неудачника, волею судеб получающего невероятные способности (скромный клерк Стэнли Ипкис находит древнюю реликвию — маску скандинавского бога — и превращается в супергероя), однако именно талант Керри заставил сей сюжет заиграть новыми красками. Немаловажную роль в успехе картины сыграли и труды голливудских мастеров по спецэффектам, которые наделили новоявленного «супермена» забавными мультяшными чертами.
4. «Кабельщик» (1996)
Первая попытка Керри выйти за рамки своего амплуа и первый 20-миллионный гонорар. Сборы фильма, поставленного другим известным американским комиком — Беном Стиллером («Знакомство с родителями») — наглядно продемонстрировали, что Керри в ином образе, нежели придурочный балагур, уже не столь радует аудиторию. В «Кабельщике» актер выбрал для себя персонажа со зловещими странностями и зрителю это не приглянулось, хотя свои 100 миллионов в мировом прокате лента всё равно заработала.
5. «Лжец, лжец» (1997)
Второй опыт сотрудничества с Томом Шедьяком после «Эйса Вентуры» резко отличается по тональности: если «Вентура» был искрометным скетчем, то «Лжец, лжец» — это, скорее, семейная комедия, хотя фирменные гэги Керри здесь присутствуют в достатке.
Фильм легко обошел «Кабельщика» по сборам, однако в игре комика уже явно чувствуется усталость и нежелание быть тем безудержным хохмачом, который так полюбился публике.
6. «Шоу Трумана» (1998)
«Лжец, лжец» послужил своеобразным мостиком к первой драматической роли Керри, однако в драме, в отличие от комедии, сюжет играет куда большую роль. И здесь актеру повезло как никогда — сценарием картины занимался Эндрю Никкол, автор таких картин, как «Гаттака» и «Время».
В центре повествования — Труман Бёрбэнк, вся жизнь которого, с самого рождения — это реалити-шоу, а все друзья, знакомые, жена и даже родители — просто актеры. Сам Труман об этом, разумеется, не подозревает, однако любое шоу должно когда-нибудь завершиться…
7. «Человек на Луне» (1999)
За роль у Милоша Формана, создателя «Амадея» и «Пролетая над гнездом кукушки», Керри вновь получил 8-значный гонорар, но биографическая драма про комика Энди Кауфмана ожидаемо провалилась в прокате, не окупив и половины своего 80-миллионого бюджета.
Аудитории не понравилась откровенно мрачная тональность ленты (напомню, Кауфман скончался в возрасте 35 лет от рака), а критики оправданно упрекнули Керри в желании «сыграть на Оскара» и повторить успех его коллеги Дастина Хоффмана, также изобразившего известного стендап-комика в картине «Ленни». Однако, в отличие от Хоффмана, Керри даже не номинировали.
8. «Гринч — похититель Рождества» (2000)
Видимо, отчаявшись сменить имидж, актер и вовсе «пропал из кадра», спрятавшись от зрителя за массивным гримом в рождественской семейной комедии про зеленого монстра. Собственно за грим фильм Рона Ховарда и получил приз американской киноакадемии, в то время как актерские способности главного исполнителя были заретушированы столь умело, что распознать в образе Гринча всеми любимого комика было почти невозможно.
9. «Брюс Всемогущий» (2003)
Третий и покамест последний совместный проект Керри и Шедьяка, в котором герой Джима вновь после «Маски» играет в Бога (теперь буквально). Рекордные 25 миллионов гонорара были ощутимым стимулом вернуться в лоно комедии, к тому же в пару к актеру поставили любимицу Америки Дженнифер Энистон. Однако многим показалось, что Керри уже вырос из подобных образов и его «триумфальное возвращение» было слишком очевидным маневром.
10. «Вечное сияние чистого разума» (2004)
Трогательная мелодрама с элементами фантастики, в которой герой Керри «вспоминает всё», может, и не стала финансовой удачей, но определенно является одной из лучших работ актера в кино. Это вторая из двух лент с участием комика, входящая в Топ-250 российского сайта «Кинопоиск». Удивительно, как режиссеру Мишелю Гондри удалось совместить два столь разных жанра и при этом не потерять саму суть повествования. А Керри впервые в своей карьере стал похож на обычного человека, а не на ходячий цирк-шапито.
На этом моменте вы можете воскликнуть: «И это всё? И чем же занимался знаменитый комедиант с восьмизначными гонорарами последние 16 лет?» Увы, слава и признание покинули Джима Керри так же легко, как и пришли. За последние полтора десятилетия он не переставал сниматься в кино, хотя в СМИ постоянно ходили слухи, что разочарованный в жизни актер (у Керри два брака и оба неудачные) готов в любой момент «завязать».
Однако реально стоящих проектов было мало. К последним можно причислить более-менее успешную экранизацию детской книги «Лемони Сникетт: 33 несчастья» (2004) и комедию «Всегда говори «ДА» (2008). Попытка Керри сменить амплуа и сняться в триллере «Роковое число 23» (2006) публикой была воспринята холодно, а скандал вокруг провокационной ленты «Я люблю тебя, Филлип Моррис», в которой Керри сыграл гея, и вовсе мог раз и навсегда похоронить его карьеру.
И даже вышедший спустя 20 лет сиквел «Тупого и еще тупее» не смог подогреть интерес аудитории к творчеству Джима: за последние 5 лет он снялся всего в 3(!) полнометражных картинах, последняя из которых — «Соник в кино» (2020) — весьма посредственная экранизация древней компьютерной игрушки.
Сегодня Джиму Керри уже 59, и, судя по всему, время эксцентричных эскапад прошло. Остается надеяться, что киноактер воспрянет духом и сможет вернуться к образам более драматичным, нежели комичным, ведь фильмы «Шоу Трумана» и «Человек на Луне» доказали, что перед нами не просто «Мистер Резиновое Лицо», а настоящий Большой Актер.
Игорь Вадимов, = Нет безобразья в природе = написал классик. "Все мы немножко лошади,// каждый из нас по-своему лошадь" (ВМ). Так чего...