Случилось так, что в начале 60-х годов ХХ столетия в одном из московских театров шёл спектакль по пьесе Эмиля Брагинского «Раскрытое окно». И вот однажды спектакль этот увидел главный редактор второго творческого объединения «Мосфильма» Юрий Шевкуненко. Он предложил Брагинскому создать комедийный сценарий для «Мосфильма».
Брагинский поинтересовался, что дальше будет со сценарием и кто станет режиссёром нового фильма, если таковой состоится. Тогда Шевкуненко и познакомил Брагинского с Эльдаром Рязановым.
Справедливости ради следует заметить, что наши герои, вообще-то, уже были знакомы. Но весьма условно, потому что разница в их возрасте составляла семь лет, и этого было достаточно, чтобы они вращались в довольно разных кругах. Но, как бы там ни было, повторное знакомство было успешным и ознаменовало блистательный творческий союз на долгие годы вперёд.
Брагинский вместе с Рязановым работали довольно гармонично. Ссор у них в литературном смысле не было, никто из них до хрипоты свою точку зрения не отстаивал.
В общем, в 1964 году появился сценарий «Угнали машину». Ничего не напоминает? Всё верно, это был будущий фильм «Берегись автомобиля».
Сценарий «Угнали машину» представили кинематографическому начальству, и оно одобрило его. Однако совсем скоро нашлись и противники нового фильма, которые говорили, что он не подходит для советской действительности, что никак не учит молодёжь светлым идеалам, и так далее…
Дело немного застопорилось. Тем временем Рязанов стал искать актёра на роль Деточкина. На эту роль, например, пробовался Олег Ефремов. Затем Леонид Быков. Однако свой выбор Рязанов остановил на уже известном тогда Юрие Никулине.
И тут недоброжелатели будущей классики советского кино обрадовались. Получилось так, что Юрий Никулин вместе со своим цирком должен был отправиться в длительную заграничную поездку. То есть теперь фильм можно было как бы запретить, отложить в сторону, ничего при этом не запрещая явно.
Но наши герои переиграли чиновников и перестраховщиков. Они переделали сценарий в повесть, назвали её «Берегись автомобиля» и отдали рукопись в популярный журнал «Юность», где она и была опубликована в октябре 1964 года.
Повесть была несколько изменена по сравнению с первоначальным сценарием. Например, в ней появилась глава, где Юрий Деточкин приходит в вымышленное управление художественного свиста, чтобы застраховать тамошних сотрудников. Эта глава содержала безусловную сатиру на советскую бюрократию, но её, как ни странно, пропустили.
Также в повести несколько расширена роль Сокол-Кружкина. В фильме фамилия эта не упоминается, поэтому сразу скажем, что Сокол-Кружкин — это персонаж в исполнении Анатолия Папанова. Так вот, в повести он сделан более человечным, что ли, потому что изначально это был эдакий недалёкий солдафон-отставник, который обогащается, продавая клубнику со своего собственного участка, и всё.
Повесть Брагинского-Рязанова имела большой успех. Тут уж чиновникам было не отвертеться, и картине дали «зелёный свет».
Ну, а на главную роль в итоге позвали Иннокентия Смоктуновского. И выбор этот был точен.
Интересно, что после выхода фильма произошли две любопытные вещи.
- В-первых, Смоктуновский после «Берегись автомобиля» наотрез стал отказываться играть в комедиях. И это невзирая на успех ленты!
- А во-вторых, советский Госстрах теперь стал страховать машины и на случай угона. Ранее были варианты страхования от аварии либо стихийного бедствия.
Но Бог с ним, с Госстрахом. Главное, что фильм получился хорошим. На все времена!
А еще - в этом фильме Смоктуновский, только что снискавший лавры в роли Гамлета, сыграл пародию на свою же звездную роль.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Игорь Вадимов, кстати, да. Получилось интересно!
0 Ответить
Такие тернистые лавры к успеху и мне не дают покоЮ. Поэтому предлагаю экранизирИть,или представить экранизацию, по материалам статьи "Какой и о чём бы вы сняли фильм?" (сайт ШЖ) и книге "Ну, что тебе сказать про СэШэА".
0 Ответить