Секретная служба Британии в панике: в один и тот же день убиты сразу три агента с нулями — один в Нью-Йорке, другой в Новом Орлеане и третий на маленьком карибском острове Сен-Моник. Кто, как не Джеймс Бонд, сумеет лучше всех разобраться в этом деле?
007 отправляется в США, где его встречает старый друг и коллега, агент ЦРУ Феликс Лейтер, который всегда держит все под контролем — во всяком случае, так кажется ему самому. Бонда сразу же пытаются устранить, но результат, как обычно, оказывается прямо противоположным запланированному.
Агент 007 выясняет, что за покушением на него стоит главный наркобарон Гарлема, «мистер Биг» (его играет актер Яфет Котто); его ближайшими помощниками являются красивая девушка Солитер, гадающая на картах таро и умеющая предсказывать будущее, и здоровенный верзила Ти Хи, ловко орудующий металлическим протезом, который заменяет ему правую руку.
В это же момент в Нью-Йорке для участия в заседании ООН появляется доктор Кананга, премьер-министр острова Сен-Моник, на котором был убит агент МИ-6. Бонд узнает, что он встречался с мистером Бигом, и выражает удивление тому, что респектабельный политик встречается с каким-то гангстером. Собеседник Бонда тоже удивлен, но как раз обратному: зачем авторитетному человеку, заправиле мафии Гарлема встречаться с представителем захудалого островного государства?
Выяснив все что мог, Бонд отправляется на Сен-Моник и, проведя расследование на местности, узнает, что на острове расположены большие плантации опиумного мака. Неожиданно он встречает приближенную мистера Бига, Солитер; с помощью поддельной колоды карт и фальшивого предсказания любви он без особого труда соблазняет девушку. Однако возникают неожиданные проблемы: потеряв невинность, Солитер теряет не только способность укрощать единорогов, но и талант предсказательницы.
— Мой дар, он исчез. Верховной жрицы, жены принца больше нет в этом мире… Карты обрекли меня на земную любовь, и карты сами забрали мою силу, — говорит девушка.
Работодатели Солитер ценят ее за умение предсказывать будущее и видеть то, что скрыто от других людей. И она не без основания опасается, что, узнав о ее романе с Бондом и потере вещего дара, Кананга поймет, что больше не нуждается в ней, и ликвидирует ее, поскольку девушка становится не только бесполезной, но и опасной. Чтобы получить шанс на спасение, она идет на сотрудничество с Бондом.
Люди Кананги преследуют Бонда, однако парочке удается спастись, и на катере, который ждал 007 в заранее условленном месте, они уплывают в Новый Орлеан. Как оказалось, только для того, чтобы сразу же попасть в руки гангстеров мистера Бига, который, словно гигантский спрут, всюду простер свои щупальца. Мистер Биг подвергает девушку испытанию и догадывается, что с ней произошло и кто в этом виноват.
Бонда тоже ждет открытие: он узнает, что политик, доктор Кананга, и гангстер, мистер Биг — это одно и то же лицо. Глава острова Кананга выращивает опиумный мак, а негритянский наркобарон, мистер Биг, организует его трафик в США. Бонда отдают на съедение крокодилам, однако ему удается оставить в дураках и четвероногих, и двуногих хищников; сцена в крокодильем питомнике — одна из самых ярких и зрелищных в ленте и всей бондиане.
Финальная сцена фильма снова переносит нас на загадочный остров. Бонд спасает Солитер, которую хотят сделать ритуальной жертвой обряда вуду, и они оказываются на подземной базе, где расположен склад наркотиков. Здесь они в очередной раз оказываются в руках двуликого Бига-Кананги.
Главная задача любого злодея — не просто убить Бонда, а сделать это как можно изобретательнее, красочнее и глупее, причем так, чтобы оставить агенту пусть крошечный, но все-таки шанс на спасение. Опустить врага в бассейн с акулами — способ, полностью отвечающий этим требованиям.
Бонд с помощью гаджетов Кью освобождается от пут, вступает в схватку с Канангой и убивает его — разумеется, не просто так (любезность в ответ на любезность), а очень эффектным способом, скармливая ему пилюлю со сжатым газом, после чего злодей сначала раздувается до невероятных размеров, а вслед за тем и вовсе разлетается на части.
Зло повержено, счастливые Бонд и Солитер отправляются в романтическую поездку на поезде. Увы, покой агентам с нулями только снится: счастье парочки нарушает подручный Кананги, некий Ти Хи, обладатель стальной руки-протеза. Что называется, видали противников и покруче. Поверженный злодей вместе со своей рукой вылетает из окна поезда, Бонд же и Солитер получают, наконец, возможность остаться наедине…
Следует признать, что и зрители, и критики неоднозначно оценили этот фильм, некоторые даже назвали его худшим или одним из худших фильмов бондианы. Тем не менее назвать его провальным было бы сильным преувеличением, да и с финансовой точки зрения он был достаточно успешен.
Что привлекает особое внимание в фильме? Во-первых, тот факт, что и сам главный злодей, мистер Биг, и его главные подручные (кроме Солитер, которая перешла на сторону Бонда) — афроамериканцы, да и Гарлем в фильме показан как территория, контролируемая мафией и враждебная для белых людей. В наше время, 50 лет спустя, такой сюжет фильма наверняка вызвал бы возмущение прогрессивной общественности.
Принято считать, что Роджер Мур — едва ли не самый мягкий Джеймс Бонд во всей франшизе. Похоже, что «Живи и дай умереть» опровергает это. Один из второстепенных персонажей ленты — чернокожая Рози Карвер, неудачливый агент далеко не самого удачливого сотрудника ЦРУ Феликса Лейтера.
Бонд достаточно быстро понимает, что она ведет двойную игру, и грозит девушке (с которой, между прочим, имел секс), что убьет ее, если она не признается. Та уверяет Бонда, что если сделает это, то ей грозит смерть, однако это совершенно не трогает агента 007.
Рози не знает, кого ей бояться больше — гангстеров или спецслужб, и выбирает из двух зол побег, но совершает его так неуклюже, что ее настигает пуля людей Кананги. Бонд, конечно, не убивал ее, и даже не собирался этого делать, однако нельзя не признать того факта, что он является косвенным виновником гибели девушки.
Еще одна особенность фильма — его мистическая аура. До того момента, как Солитер вступила в любовную связь с Бондом, ее прогнозы отличались удивительной точностью. Странный же барон Самеди, жрец культа вуду — тоже непростая фигура, несмотря на то что он, на первый взгляд, выглядит одним из множества приспешников Бига-Кананги. Тем не менее Бонду не удается убить его, даже бросив в пустой гроб с ядовитыми змеями. В конце же фильма мы снова видим ухмыляющегося барона, сидящего на ступеньках поезда — видимо, того самого, на котором совершают свою романтическую поездку Бонд и Солитер.
В фильме нет ставшего уже каноническим образа мегаманьяка, планирующего развязать мировую войну или сотворить какое-то иное бедствие планетарного масштаба. Может даже показаться, что мистер Биг — просто крупный наркодилер, фигура наподобие латиноамериканского наркобарона Санчеса из вышедшей полтора десятилетия спустя ленты «Лицензия на убийство». Но он больше, чем просто гангстер.
Вспомним, что злодей планировал бесплатно раздать страждущим в США две тонны героина, сделанного из сырья, выращенного им на острове. Спрашивается, зачем? Может быть, из гуманитарных соображений, пусть и превратно понятых?
Его план заключался в том, чтобы приобщить к употреблению наркотиков значительную часть населения Америки, включая тех, кто еще не был вовлечен в это пагубное пристрастие, и заодно потеснить конкурентов, которых такой демпинг разорил бы. Следующим шагом стало бы превращение мистера Бига в монополиста отрасли и неизбежное повышение цены на товар в будущем.
Пишут, что прообразом доктора Кананга был небезызвестный «Папа Док» — диктатор Гаити Франсуа Дювалье, который использовал Вуду для создания своего культа личности и даже утверждал, что он и есть барон Самеди.
Интересно, что главный злодей был назван по имени Росса Кананга, владельца фермы аллигаторов на Ямайке, где снимался фильм. У входа на ферму висело объявление «Вход запрещен. Нарушители будут съедены». Как вспоминает в своей книге Роджер Мур, Росс Кананга рассказывал, что его отец действительно был съеден крокодилами.
Отметим, что при съемках сцены, в которой Бонд спасается, прыгая по спинам крокодилов, владелец фермы в одежде и обуви (заметим, из крокодиловой кожи) Мура, был его дублером, а в кадрах, где играл сам Роджер, использовались, наряду с живыми особями, резиновые чучела крокодилов. Тем не менее актер, по его словам, испытал, нешуточный страх — и было бы странно, если бы этого не случилось.
Можно предположить, что второе свое имя — мистер Биг — злодей получил из-за своих размеров (Флеминг упоминает о его «необъятных размерах и чудовищном весе») или потому, что был крупным авторитетом в преступном мире, но это не совсем так. Биг (big) — это инициалы персонажа, полное имя которого в романе Флеминга было Буонапарте Игнасе Галлиа.
Сам исполнитель роли Бонда, сэр Роджер Мур, назвал этот фильм вторым в рейтинге своих любимых — после «Шпиона, который меня любил» .
...Вот почему я предлагаю сделать к/ф "о таких разных американцах" по мотивам книжки "Ну, что тебе сказать про СэШэА?" ...