Зловещая преступная организация «СПЕКТР» разрабатывает масштабный план устранения лучшего агента Великобритании и всего западного мира Джеймса Бонда и дискредитации британской разведки. Общее руководство операцией осуществляет сам глава СПЕКТРА, мегазлодей Эрнст Ставро Блофельд. А вопросы, связанные с планированием, организацией и воплощением в жизнь, возложены на группу бывших агентов советского СМЕРША, ныне перешедших на службу в СПЕКТР — полковника Розу Клебб, выдающегося шахматиста, эксперта по планированию Кронстина и убийцу-психопата Реда Гранта, уроженца Ирландии.
Сам Блофельд, антипод Бонда, в этом фильме практически не появляется, зритель лишь слышит его голос и видит руки, гладящие пушистого белого кота, ставшего главным атрибутом образа злодея.
В романе Флеминга Роза Клебб — начальник оперативного отдела «СМЕРШ» в чине полковника и одно из самых влиятельных лиц в советских силовых ведомствах. Мотивы, заставившие ее перейти в организацию Блофельда, в киноленте не объяснены; по-видимому, они непонятны и самим авторам фильма.
Все дело в том, что у Флеминга и Клебб, и Кронстин, и Ред Грант являются действующими сотрудниками СМЕРША на протяжении всего романа и ни в какой СПЕКТР не переходят хотя бы потому, что его тогда еще не существовало.
Служба «СМЕРШ», или «Смерть шпионам» (на самом деле в СССР под таким названием существовало три независимых контрразведывательных ведомства), действовала лишь в годы войны и сразу после ее окончания была расформирована. Йен Флеминг, сам бывший разведчик, то ли не знал, то ли не хотел признавать этот факт — слишком уж броским и выразительным показалось ему название службы («Смерть шпионам»), и в его книгах Бонд продолжает бороться против СМЕРШа даже после того, как эта организация перестала существовать. Впрочем, в одной из своих более поздних книг он все-таки признает, что СМЕРШ был расформирован, однако называет другую дату его ликвидации — 1956 год, связывая это событие с хрущевской «оттепелью».
Создатели бондианы снимали фильмы о приключениях агента 007 уже в период разрядки, поэтому было решено заменить СМЕРШ и советскую разведку в качестве главного противника на нечто более нейтральное. Новым врагом стала международная преступно-террористическая организация «СПЕКТР», которая бегло упоминается уже в первом фильме бондианы — «Доктор Но».
— Я работаю на СПЕКТР. Специальное управление по контрразведке, терроризму, мести и вымогательству. Четыре краеугольных камня силы, которые управляются великими умами мира сего, — говорит доктор Но, главный злодей одноименного фильма.
На самом деле СПЕКТР придумали не создатели фильмов о Бонде, а сам Йен Флеминг, однако эта организация появляется лишь в его более позднем произведении — «Шаровая молния», вышедшем в 1961 году, и в романе «Из России с любовью» не фигурирует.
Впрочем, советская разведка в качестве противника Бонда и британской разведки никуда не исчезает. Просто создатели фильма берут на вооружение стратегию, которой традиционно придерживались великие державы в эпоху разрядки международной напряженности: избегать прямой военной и силовой конфронтации, грозящей ядерной войной, и принимать участие в конфликтах, используя в качестве активной действующей силы какую-либо третью сторону (например, вьетнамских партизан или афганских моджахедов).
Замена в сценарии СМЕРШ на СПЕКТР повлекла за собой необходимость смены места работы Розы Клебб и ее команды, при этом сценаристы решили не заморачиваться каким-либо обоснованием причин такой неожиданной профессиональной мобильности и предложили аудитории просто принять это как факт. Ни зрители, ни критики как будто не имели ничего против.
В фильме Роза Клебб, в сущности, исполняет функции двойного агента. Когда Блофельд спрашивает ее, знает ли Татьяна Романова, действующий сотрудник разведки, о произошедших переменах в ее судьбе, та отвечает уклончиво:
— Она еще полагает, что вы руководите операциями советской разведки?
— Она точно не знает, что теперь я работаю на СПЕКТР. В Москве эта информация доступна лишь нескольким членам президиума.
Быть может, Клебб, раз информация о ее измене не получила огласки, перешла в СПЕКТР в качестве «агента влияния» СМЕРША? Впрочем, события, произошедшие в дальнейшем, ничем не подтверждает эту версию.
Роза Клебб — не только опытный оперативник, но и хороший организатор, и непревзойденный специалист по вопросам подбора персонала для тайных операций. Правда, используемые ею методы нельзя не признать достаточно специфичными.
Так, чтобы проверить готовность к заданию Реда Гранта, она наносит ему удар металлическим кастетом по голому торсу, после которого даже физический крепкий человек надолго выбыл бы из строя. Грант лишь ухмыляется, после чего мадам Розе ничего остается, как признать, что тестирование пройдено.
Заявив Татьяне Романовой, что если она откажется от выполнения задания, то будет расстреляна, полковник Клебб обещает ей в случае успеха миссии присвоение звания капитана государственной безопасности. Татьяна простодушно верит ее словам, хотя и носит всего-навсего чин капрала (заметим, никогда не существовавший в Советской армии и органах госбезопасности), и остается непонятным, почему писатель присвоил девушке столь необычный чин. Может быть, Флеминг считал, что советский капрал — это звание, соответствующее лейтенанту? Впрочем, не исключено, что писатель вообще имел достаточно смутное представление о том, какие чины и звания существуют в советских органах госбезопасности.
Капрал в западных армиях — звание лиц младшего командного состава, примерно соответствующее сержанту или младшему сержанту; в русском переводе Татьяну иногда называют сержантом, однако и в романе, и в сценарии фильма она именно капрал (Corporal). Логичней уж для Клебб было бы сразу же пообещать девушке звание подполковника из старых советских анекдотов («Может ли женщина быть полковником? Нет, она может быть только под полковником!»).
Сейчас Гегель считается одним из величайших умов человечества. А что его не понимают - так гениев всегда не понимают. А выходит, при...