Во многом в этом, вне всяких сомнений, и заслуга самого Флеминга, в романе которого Клебб изображена даже более отталкивающим персонажем, чем в фильме. Писатель наделил свою героиню максимально возможным количеством отталкивающих черт и характера, и внешности: она некрасива, не следит за собой, неряшлива и много курит.
Есть ли у Клебб пристрастие к сексуальным извращениям? Стремясь сделать ее образ как можно более негативным, Флеминг явно перестарался, потому что Клебб у него одновременно использует секс как способ выполнения заданий руководства и является бесполой и практически асексуальной («Природа преподнесла ей редкий и бесценный дар — бесполость, это олицетворение равнодушия и холодности у человека», — утверждает автор), да еще имеет лесбийские наклонности.
В фильме сексуальная ориентация Розы замаскирована и показан лишь легкий намек на нее в эпизоде, когда она кладет руку на колено Татьяны Романовой. В романе же Клебб в процессе вербовки Татьяны пытается соблазнить ее. Одетая в прозрачную ночную рубашку с глубоким вырезом (Флеминг пишет, что она «напоминала старую и самую безобразную в мире потаскуху»), она ложится на диван и приглашает соискательницу сесть рядом и познакомиться поближе. Татьяна, некоторое время пребывавшая в замешательстве, в конце концов не выдерживает и убегает, громко хлопнув дверью, что, впрочем, не заставляет Клебб изменить свой выбор.
В сцене приезда на остров СПЕКТРа Клебб тоже подает неоднозначные сигналы: с одной стороны, она явно неравнодушна к мужским статям Гранта, с другой — вздрагивает, когда помощник Блофельда Морзени пытается взять ее за руку.
Еще одна черта полковника, которая показана в романе Флеминга, но на киноэкране не столь очевидна — это ее садизм. В фильме она не колеблется проявить жестокость, чтобы добиться поставленных целей, но это скорее действия в стиле «ничего личного, только бизнес». В книге же Клебб получает удовольствие от того, что мучает своих жертв.
Ходили слухи, что ни одна пытка не проходила без личного участия Розы Клебб, — пишет Флеминг. — В ее кабинете в шкафу висел халат, покрытый пятнами крови, и стоял раскладной стул. Когда она выходила из своего кабинета, одетая в этот халат, с раскладным стулом под мышкой, и шла подземными коридорами, даже сотрудники СМЕРШа замолкали и наклонялись над столами, пока она не возвращалась обратно.
План СМЕРШа заключался в том, чтобы с помощью двойной приманки — красавицы Татьяны Романовой и шифровального прибора, названного в книге «Спектром», а в фильме по вполне очевидным причинам переименованного в «Лектор» — выманить Джеймса Бонда в Стамбул, подсунуть ему «куклу» прибора, а потом убить в купе поезде, обставив смерть как самоубийство и подбросив на место происшествия компрометирующие материалы, чтобы дискредитировать этим и самого суперагента, и британскую разведку.
В фильме операцию в Стамбуле организует СПЕКТР, который, во-первых, подстрекает Бонда украсть «Лектор», чтобы потом вернуть его русским (разумеется, не безвозмездно), и, во-вторых, хочет расправиться с самим Бондом.
Приведем краткий отрывок из диалога высших чинов СПЕКТРА в фильме:
Блофельд: «Кронстин, вы уверены, что план надежен?»
Кронстин: «Да, потому что я предвидел все ходы противника».
Блофельд: «Почему думаете, что ваш план пробудит интерес главы Британской разведки «М»?
Кронстин: «Причина проста: это явная ловушка. А англичане всегда воспринимают подобные вещи с вызовом».
Чем же тайный агент 007 не угодил СПЕКТРу, с учетом того, что «Из России с любовью» — лишь второй фильм бондианы? Ответ очевиден: тем, что он успел сделать в первом, а именно помешал планам СПЕКТРа и уничтожил доктора Но, который был сотрудником этой организации.
Ненависть СПЕКТРа к Бонду и стремление его уничтожить кажутся сильно преувеличенными: в конце концов, агент с двумя нулями просто выполнял приказ начальства. Быть может, Блофельд обладал даром предвидения и заранее предчувствовал, какой урон его детищу способен в будущем нанести агент 007?
Более простое объяснение заключается в том, что и гроссмейстер Кронстин, новый директор по планированию СПЕКТРа, разработчик операции, и Роза Клебб, и главный исполнитель Грант в недавнем прошлом были ответственными сотрудниками СМЕРШа, поэтому имели свои счеты с британской разведкой. Правда, теперь они занялись частным бизнесом. Однако кто сказал, что нельзя совместить в работе приятное с полезным?
Организаторы, прошедшие огонь и воду, предусмотрели и учли, казалось бы, все возможные проблемы, которые могли возникнуть в ходе операции, вплоть до последних мелочей. За исключением одной — невероятной везучести агента 007 и его способности выходить живым и невредимым из любой ситуации.
Сцены гибели Клебб в фильме и романе Флеминга в целом схожи, хотя и различаются в деталях. После первой неудачной попытки покушения на Бонда Блофельд возложил всю ответственность за провал на Кронстина, а Розе Клебб дали шанс исправить ошибку (хотя едва ли из этого можно делать вывод о том, что глава СПЕКТРа был истинным джентльменом), что она и попыталась сделать, проявив максимум изобретательности.
Встретив Бонда в гостиничном номере, она сначала пытается застрелить его из стрелкового оружия, замаскированного под телефонный аппарат. Когда это не удается, набрасывается на него с вязальными спицами, кончики которых были отравлены нервно-паралитическим ядом (по мнению британцев, это любимое оружие советских и российских спецслужб). Когда же и вторая попытка проваливается, колет его отравленным клинком, выступающим из ботинка — на этот раз удачно.
Из подошвы правой туфли выскользнуло вперед крошечное острие того же грязно-синего цвета, как и кончики вязальных спиц, — пишет Йен Флеминг. — Мужчинам показалось, что Роза «лягнула» Бонда ногой в порыве последней, уже бессильной ярости. Они готовы были рассмеяться. Но желтые глаза пленницы торжествующе сверкнули. Прощайте, мистер Бонд.
...Вот почему я предлагаю сделать к/ф "о таких разных американцах" по мотивам книжки "Ну, что тебе сказать про СэШэА?" ...