Фильм начинается с эпизода, где маленький Никколо играет на скрипке перед отцом. Тот не доволен игрой и отвешивает удар сыну. Понятно, что детство у будущего маэстро было трудным. Но эти невзгоды не сломали, а только закалили его характер.
Следующий эпизод еще более пронзителен. Уже юношей Паганини пробует себя на сцене оперного театра. Он на подхвате, развлекает публику в антракте. Музыкант заканчивает игру, ожидая аплодисментов, но публика занята своими разговорами. А кто все же слушал, начинает откровенно издеваться над ним. Это так контрастирует с теми овациями, в которых только что купались артисты оперы.
Кажется, что вот-вот погибнет талант молодого музыканта. Он так и останется непонятым и никому не известным. В этот самый момент к нему и приходит Дьявол в образе немолодого аристократичного и состоятельного Урбани. Он обещает Паганини славу, признание и безбедное будущее, говорит, что будет его слугой.
Все эти речи подкупают Паганини. Но он чувствует какой-то подвох. Тогда-то Дьявол признается, что рассчитываться придется после смерти. Молодой, полный жизненных сил музыкант подписывает роковую сделку с дьяволом, тем самым продавая свою душу Сатане.
С этого момента карьера Паганини резко пошла в гору. Его выступления проходят в лучших оперных театрах. Юноша купается в славе. Его музыка сводит слушателей с ума, доводит до экстаза. Кажется, что исполнение Паганини — это все равно что страсть к женщине. Он технически не знает устали, поэтому часто не выдерживали и лопались струны. Великолепно, что в фильме так виртуозно играл сам актер. От этого эмоции при просмотре просто зашкаливают!
Но когда концерт заканчивался, Паганини будто спускался с небес. После божественной музыки он искал отдыха своему уставшему телу в объятьях очередной женщины. О любовных похождениях артиста ходили легенды. Это были две сущности: светлая и темная.
Однажды Паганини пригласили на гастроли в Лондон. Долго его пришлось упрашивать, засыпая письмами.
В фильме показано, на какие жертвы пришлось идти музыканту. И тут Дьявол раскрыл свою сущность. Заболевшего мужчину практически насильно одевают и в бессознательном состоянии увозят.
Пасмурным сырым днем они прибывают в Лондон. А этот климат очень разрушительно влияет на организм музыканта.
У гостиницы скрипача встречает пикет женщин, которые кричат о разврате Паганини и его связи с Сатаной. Иностранцам приходится остановиться в доме одного из сотрудников театра.
Руководство очень беспокоит тот факт, что среди жителей Лондона Паганини мало известен, поэтому плохо продаются билеты. Как всегда, выручает Урбани.
Однажды ночью гастролеры приходят в трактир, полный простых работяг. Не зазнаваясь ни минуты, маэстро влился в маленький музыкальный оркестр. Что интересно, Паганини действительно мог сыграть без ошибок неизвестную мелодию с первого взгляда на ноты. Ставка на низы сделала свое дело: на следующее утро о талантливом скрипаче гудел весь Лондон. Билеты в театр были все проданы.
А в доме, где остановился Паганини, шла своя жизнь. Артисту приглянулась горничная, которую пришлось по бедности изображать дочке хозяина. Это была миловидная юная девочка. Не зная, с кем связался, Урбани пытался подкупить красотку для связи с маэстро. Но девушка сразу все смекнула и дала отпор. А молодому человеку она все же призналась, кто она.
Музыкант пыл поубавил, стал держать себя в руках. Незаметно непристойная похоть вдруг сменилась чистым чувством. А Урбани с удивлением заметил, что его подопечный по-настоящему влюбился в Шарлотту. Он стал самим собой, общался и даже разучивал с ней арию собственного сочинения. До этого в доме музыкант не репетировал, боясь, что ноты кто-нибудь подслушает и запишет. Репетировать он ездил с Урбани на кладбище. Эта деталь фильма тоже подчеркивает связь Паганини с Дьяволом.
И вот наступил долгожданный вечер. Публика наполнила зал и ложи. Все были в нетерпении. Паганини в гримерке не оказалось. Уже оркестр начал играть увертюру. Все сбились с ног в поисках артиста. Даже сама атмосфера была наэлектризованной. Зрители думали, что их надули и концерт не состоится. Кажется, еще мгновение и выступление будет сорвано.
В последнюю секунду со стороны зрителей в зал вдруг врывается сам Паганини. Он, виртуозно играя, проходит в толпе, давая разглядеть себя ближе, прикоснуться к легенде. Публика неистовствует. Музыку, заряженную такой бешеной энергетикой, люди слушают стоя. Девушки вскрикивают, некоторые падают в обморок. Маэстро же держит всех в напряжении и не отпускает, будто играя не на скрипке, а на струнах человеческой души. Он с головой погрузился в музыку.
Тем временем, чтобы придать таинственности, на сцене возникает тень Дьявола, который маячит позади Паганини. Когда тот закончил, публика долго не могла успокоиться.
На этом же концерте состоялся дебют молодой девушки Шарлотты Уотсон. Она исполнила арию Паганини на стихи Гёте, которая называлась «Близость любимого». Еще во время репетиции скрипач признался Шарлотте, что до встречи с ней он не мог найти подходящий голос. Зная его скрытность и манеру выражать свои чувства через музыку, такое откровение можно считать своеобразным признанием в любви.
Исполнение Шарлотты было чарующим. Не описать словами взгляд, которым скрипач смотрел на девушку. Это уже не была животная страсть, с которой он выбирал себе очередную жертву. Это было настоящее любование.
Предвидя недобрые мысли своего подопечного, Урбани, как ни странно, смог спасти честь невинной девушки. Значит, и Дьяволу присуще чувство жалости. После концерта в гостинице изрядно выпившему Паганини он нанял женщину с улицы, говоря, что это и есть Шарлотта.
Тем временем кто-то пускает слух, что Паганини совратил юную Шарлотту. А потом запиской приглашают ее приехать в гостиницу, перед которой уже кричит разъяренная толпа, требующая наказать насильника.
Полиция увозит музыканта в участок. Там его отдают на растерзание уголовникам. Как результат — избитое тело, сломанные пальцы. Молодого человека вызволяет оттуда все тот же Урбани.
Шло время. Давно уехав из Лондона, Паганини пытался наладить отношения с Шарлоттой, писал ей письма. Но она была неприступна. После концерта о ней заговорили. Со временем девушка стала знаменитой оперной певицей. А однажды Шарлотта прислала Паганини последнее письмо, известив, что уже вышла замуж. Теперь для музыканта было все кончено.
В фильме показано, как у него угас интерес к жизни. К тому же он тяжело заболел. Но Урбани все равно беспощадно заставлял его выступать, хотя тот уже едва стоял на ногах. Скрипач не выдержал такого напряжения и выгнал своего покровителя. С того момента гастроли закончились. Тяжело больной музыкант поселился в собственном доме. Началось медленное угасание маэстро. Рядом был только единственный сын.
Уже чувствуя дыхание смерти, Паганини записывает все свои шедевры для потомков. До этого записей не было, ведь автор знал произведения наизусть. Был случай, когда положение было критическим. Пригласили священника, на что больной только кричал, что он не умрет. Кризис миновал, но до конца дней музыкант был прикован к инвалидному креслу.
Финалом фильма стал душераздирающий эпизод. Никколо Паганини сидит в инвалидном кресле, перебирая струны скрипки. Иссохшие губы его беззвучно шепчут арию «Близость любимого», и параллельно показывается выступление оперной дивы, той самой Шарлотты, которая исполняет ту же арию. А через открытое окно на больного смотрит Дьявол Урбани, будто ожидая своего часа. Выступление певицы заканчивается, а тем временем и взгляд скрипача потухает. Дальше — темнота…
В фильме говорится, что церковь не разрешила хоронить усопшего на кладбище. Даже обращение сына к Папе Римскому за разрешением осталось без ответа.
На мой взгляд, режиссер хотел показать как медленно, но упорно Дьявол вытягивал жизненные силы, здоровье великого музыканта, забрав свое до капли. Впечатляет и параллель: угасая от страшной болезни, Паганини вспоминает о девушке, которой он когда-то дал путевку в жизнь.
...Вот почему я предлагаю сделать к/ф "о таких разных американцах" по мотивам книжки "Ну, что тебе сказать про СэШэА?" ...