Это фильм о строгой, но одновременно доброй и справедливой няньке-волшебнице. И ведь не всем известно, что изначально в главной роли могла появиться не Наталья Андрейченко, а фильм снимали не как детскую сказку.
История началась, как и любой другой фильм, со сценария. Кинодраматург Владимир Валуцкий написал его, основываясь на книгах Памелы Трэверс о Мэри Поппинс.
Режиссёрское кресло занял Леонид Квинихидзе, которому очень нравилось ставить музыкальные киноленты. Уже успели выйти и полюбиться телезрителям его фильмы «31 июня», «Небесные ласточки» и «Соломенная шляпка», и новую картину режиссёр тоже решил сделать музыкальной.
Композитором выступил Максим Дунаевский, а слова написал один из его постоянных авторов — Наум Олев.
На роль леди Мэри изначально утвердили Анастасию Вертинскую. Уже были написаны музыка и песни, начались съёмки, как вдруг актриса стала капризничать. Она считала героиню очень странной, ей не нравились музыка и песни. Она же нагрубила режиссёру словами:
— Я представляла Мэри Поппинс совершенно другой. Своенравной, более приземленной. Ваши песни совсем не совпадают с тем, что я собиралась играть.
В итоге режиссёр отстранил актрису от роли. А Максим Дунаевский пригласил Леонида Квинихидзе к себе в гости. На тот момент композитор был женат на актрисе Наталье Андрейченко и видел её в заглавной роли. Максим Исаакович вспоминал, что Вертинской не нравилась музыка для картины, а режиссёру — нравилась.
— И он уже стал строить фильм в зависимости от этой музыки. И тогда Леонид решил пригласить вместо Вертинской Наташу Андрейченко, которая в тот момент была моей женой. Это произошло абсолютно случайно. То есть никаких историй про «замолвить словечко» не было. Протекция — это вообще не моя история, — делился Максим Исаакович.
Так как режиссёр создавал музыкальную картину, он заказал Дунаевскому мелодии ещё до того, как начал утверждать актёров. А Максим Дунаевский вспоминал, что при сочинении музыки и песен вдохновлялся образом Андрейченко.
Также композитор считает музыку к этому телефильму своим лучшим творением, в котором смог воплотить все музыкальные жанры — от симфонической музыки до рока.
На роль Джейн и её брата Майкла объявили пробы. У режиссёра были очень серьёзные требования к детям: быть пластичными, музыкальными и очень работоспособными, поскольку график съёмок составлял 12 часов в сутки. В итоге роль Майкла получил Филипп Рукавишников, а его сестры — Анна Плисецкая, племянница знаменитой балерины. За лето отсняли все сцены с участием детей Бэнксов.
Папу Бэнксов сыграл Альберт Филозов, маму — Лариса Удовиченко, а на родного дядю пробовался Александр Абдулов. Однако сыграл Лембит Ульфсак. Он был очень похож на настоящего английского джентльмена и немного — на Леннона.
Мисс Юфимия Эндрю показалась режиссёру настолько противной и отвратительной, что он сразу решил не предлагать роль актрисам. Он предложил роль Олегу Табакову, и актёр согласился. Режиссёр рассказывал:
— Так как Олег Павлович всегда обладал отличным чувством юмора, он совсем не удивился предложению. С присущим ему талантом сыграл роль по-хулигански гротескно — так, как я и задумывал.
Чтобы хорошо сыграть, актёр, по его воспоминаниям, также наблюдал за своей тёщей, чьи женские повадки воплотил в фильме. Его настолько привлёк образ антагонистки, что он научился делать маникюр и ходить в женских туфлях. Для его героини пытались найти английский автомобиль, но получилось так, что мисс Эндрю приехала на «Мерседесе».
В фильме также сыграли Леонид Каневский, Зиновий Гердт, Ирина Скобцева, Юрий Мороз, Игорь Ясулович, Илья Рутберг и другие актёры. За Мэри Поппинс песни исполняла Татьяна Воронина, за детей — Светлана Степченко, а за их дядю — Павел Смеян (который его и озвучивал).
Картина «Мэри Поппинс, до свидания» вышла на телеэкраны СССР в январе 1984 года и тут же полюбилась всем зрителям, от школьников до пап и мам. Леонид Квинихидзе признавался, что он снимал сказку для родителей. Он абсолютно не ожидал, что телефильм очень понравится детям. А в итоге получилась одна из самых «народных» советских кинолент. Песни из фильма мгновенно стали шлягерами, хотя в их успех изначально не верили. Даже критики хвалили эту картину:
«Мэри Поппинс, до свидания» — самый карнавальный из фильмов Квинихидзе, самый театрализованный. …Все музыкальные номера никто и не пытается выдать за фрагменты жизни, их условность — демонстративна, в неё играют и персонажи, и сам режиссёр, — писала кинокритик Ирина Павлова.
Стильная, озорная игра Натальи Андрейченко и Олега Табакова, настоящие музыкальные хиты Максима Дунаевского… Всё это сделало фильм «Мэри Поппинс, до свидания» по-настоящему культовым, — писал киновед Александр Фёдоров.
И ведь нельзя с ним не согласиться. Со дня премьеры прошло много лет, а фильм до сих пор часто встречается в программе многих телеканалов. Дети наблюдают за приключениями героев и волшебницы, а их родители ненадолго возвращаются в свои детские годы. Ведь без детства человек просто не существует. А детское кино — неотъемлемая часть этого периода.
Анастасия, ваша статья почти сделала меня счастливой)