Главный герой доктор Норман Бойл узнает, что его коллега Питерсон, занимавшийся научной работой по исследованию старых особняков, оставил этот бренный мир, прихватив на тот свет свою любовницу. Кому печаль, а кому и нелишние 5,000 долл. в год, ибо профессор Мюллер любезно просит Нормана закончить труд покойного коллеги. Для этого доктору и его семейству (жена Люси и малолетний сын Боб) нужно на полгода переехать из Нью-Йорка в Новую Англию, городок Нью Уитби в окрестностях Бостона. Даже, несмотря на то, что маленькая девочка с черно-белой фотографии, висящей в гостиной Бойлов, настрого запретила малышу Бобу приезжать в зловещий дом Фрейдштайнов (английский дубляж произносит эту фамилию как Фройдстин).
Как вы понимаете, по приезду семье Бойлов впарили именно поместье Фрейдштайнов (по кодовым названием «дубовый особняк»), ибо люди они доверчивые, с историей местных жителей незнакомые. В нагрузку милая риэлтерша порекомендовала им нянечку, которая, если поразмыслить, нужна им, как рыбе зонтик, ибо даже Норман работает, не выходя из дома. Нянечка Анна обладает пронзительным, демоническим взглядом и привыкла больше слушать, чем говорить.
Не успели Бойлы освоиться, как в их новом доме стали происходить странные, местами жуткие вещи. То двери скрипят на пустом месте, то в тишине ночи слышится детский надрывный плач. Сплошная мистика. Особенно всех напрягает заколоченная дверь в подвал, соседство с фамильным кладбищем и могильная плита прямо посреди коридора. Обстановка складывается, мягко говоря, недружелюбная. Люси, которая и так сидит на таблетках от нервов, чувствует, как ее крыша, шурша шифером, потихоньку едет, поэтому настаивает на скорейшей смене местожительства. Уведомив риэлтершу, супруги пакуют вещи и ждут новостей. Увы, не дождутся, ибо сия мадам изволила появиться в доме в их отсутствие, и была жестоко убита каким-то медленным, но чрезвычайно злобным монстром.
Отряд не заметил пропажи бойца. Лишь служанка Анна, увидев на кухне кровавый след, ведущий в подвал, привычно начала отмывать пол. То ли спутала с кетчупом, то ли раньше работала на мясокомбинате. Так или иначе, кровь не вызвала вопросов ни у нее, ни у хозяйки дома Люси. Чудовище в подвале радостно потерло руки и вслед за риэлтершей обезглавило и служанку. Мол, раз уж пошла такая пьянка, Аню тоже спишем под шумок. Однако сынуля Боб, шастающий везде, где можно и нельзя, таки наткнулся на остатки Аннушки и тут же пожаловался Люси. Мол, маман, это совсем не шарман, что в подвале валяется отфигаченная острым предметом голова нянечки. Мама тут же обеспокоилась, но было уже поздно. Чудовище теперь знает, что о нем знают, и стремится вырваться из подвала на свет Божий…
Фильм ужасов Лючио Фульчи вышел два года спустя после «Ужаса Амитивилля» (1979) и через год после выхода «Сияния» (1980) Стэнли Кубрика. Посему вовсе не удивляет, что сюжет «Дома на краю кладбища» частично позаимствован из этих двух классических кинолент. С одной стороны, доктор, приехавший поработать на свежем воздухе, до боли напоминает персонажа Джека Николсона из экранизации «Сияния» Стивена Кинга. С другой стороны, в нашем случае не папаша сходит с ума, а сам дом представляет собой опасность для его обитателей. Единственной девиацией от вышеуказанных картин является наличие в подвале зловещего зомби Фрейдштайна. Не сочтите за спойлер, ибо практически с первых минут фильма совершенно ясно, что речь идет не о привидении или призраке, а вполне реальном монстре.
Как принято во всех итальянских ужастиках, персонажи часто говорят странные фразы, совершают непонятные поступки, а их мотивация попросту заводит в тупик. Мальчик дружит с усопшей рыжеволосой девочкой, мамаша Люси спокойно соглашается жить рядом с семейным кладбищем совершенно жуткого вида, а отец семейства Норман предпочитает с умным видом расследовать причины смерти своего коллеги, а не спасать семью от сгнившего мертвеца в подвале.
Первая половина фильма несколько затянута, пока зрителя плавно подводят к крышесносящей второй части, где Фульчи внезапно вспоминает, что парадом командует он и начинает щедро поливать экран бутафорской кровью и потрошить персонажей фильма в своем фирменном стиле. Стиль Фульчи хорошо известен в узких кругах его поклонников, ибо отличается особой страстью к натурализму. Снято это всё предельно достоверно и жутко, поэтому не рекомендуется во время просмотра фильма что-либо жевать. На всякий случай.
Резюмируем. Если оставить в покое претензии к сценарию за вторичность и некоторую тоскливость, то ленту Фульчи можно вполне причислить к классике жанра. Здесь есть всё, что так ценят любители фильмов ужасов: зловещие тайны, жуткие интерьеры, море крови и полное отсутствие сопливого голливудского хэппи-энда.
Сейчас Гегель считается одним из величайших умов человечества. А что его не понимают - так гениев всегда не понимают. А выходит, при...