Перейти к предыдущей части статьи
К сожалению, вся эта кипучая деятельность в итоге была подведена под довольно простенький лозунг: «Sex, Drugs & Rock’n’Roll!»
Казалось бы, Кэрролл, который всю жизнь блюл безбрачие и не употреблял ничего крепче чая и вина, плохо вписывался в психоделическую атмосферу 60-х. Зато туда прекрасно вписывались причудливые похождения Алисы в стране чудес, напоминающие поклонникам ЛСД затянувшийся галлюциногенный «трип».
Первой пропагандисткой такого взгляда стала Грейс Слик из группы JEFFERSON AIRPLANE. В своей песенке «White Rabbit» (1967) она провела прямую параллель между детской сказкой и миром наркотиков (мол, недаром же Алиса постоянно «меняет» себя, принимая всякие препараты).
Все эти ассоциации закрепились настолько прочно, что их пришлось использовать и тем, кто с наркотиками боролся…
«Любопытная Алиса» (1968)
В 1968 году (по другим данным — в 1971) Национальный институт психического здоровья США снял целую антинаркотическую короткометражку под названием «Любопытная Алиса». Трудно поверить, но фильм адресовался детям 8−10 лет, что само по себе свидетельствовало о масштабах пагубной тенденции.
Стиль «Любопытной Алисы» вполне соответствовал теме и эстетике того времени. Начинался он с натурных съёмок, где Алиса (в исполнении детской актрисы Элизабет Джонс) сидит на лугу и читает сказку Кэрролла. Далее девочка погружается в сон, и фильм превращается в анимированный коллаж с прерывистой сменой кадров. Натуральным остаётся только лицо Алисы, которое напоминает вклеенное фото.
Угодив в Страну чудес, героиня пьёт из бутылочки, после чего начинается её психоделический трип. Во время путешествия Алиса встречает разных персонажей сказки Кэрролла, каждый из которых «сидит» на каком-то наркотике: Безумный Шляпник — на ЛСД, возбуждённый Мартовский Заяц — на амфетаминах, заторможенная Соня — на барбитуратах, Гусеница, видимо, курит опиум, а Король Червей и вовсе держит вместо скипетра шприц, наполненный героином.
Отснятый фильм стали распространять по школам, причём вместе с книжкой-раскраской и тестом на понимание увиденного. В книжке были привычные детские задания (вроде «Обведи персонаж по точкам»), а в тесте вопросы вроде:
«Чеширский Кот был:
а) страшным;
б) другом Алисы;
в) тоже наркоманом;
г) тем, кто дал Алисе дурной совет».
Несмотря на благие намерения создателей, в 1972 году Национальный координационный совет по антинаркотическому просвещению (NCCDE) раскритиковал «Любопытную Алису».
В отчёте говорилось, что фильм не столько просвещает, сколько вводит «в заблуждение», что «юные зрители могут быть очарованы фантастическим миром наркотиков». Критики справедливо заметили, что не каждый ребёнок поймёт, чем шприц Короля ужаснее, чем шприц медика, и то, что безобидный на вид кубик сахара, который употребляет Шляпник, пропитан галлюциногенной «кислотой».
В итоге было решено, что показывать детям «Любопытную Алису» нужно только в присутствии опытного наставника.
«Алиса в „Кислотной“ стране» (1969)
Если «Любопытная Алиса» была просто неудачным антинаркотическим фильмом, то картину 1969 года «Алиса в „Кислотной“ стране» можно откровенно назвать «фальшивой».
Во-первых, кроме метафорического названия и имени главной героини никаких отсылок к сказке Кэрролла мы там не увидим.
Алиса в фильме — это современная девушка, которая попадает в «кроличью нору» вечеринок, где все курят «травку», принимают ЛСД и занимаются беспорядочным сексом (в том числе лесбийским). Даже известие о том, что её подруга покончила с собой в наркотическом угаре, не отвращает героиню от порочного образа жизни. Заканчивается всё тем, что после особого мощного ЛСД-трипа Алиса попадает прямиком в дурдом, где доживает свои дни в состоянии «овоща».
Хотя фильм подавался как антинаркотический, всё его морализаторство было лишь дешёвой уловкой. Ведь тот, кто хочет осудить порок, вряд ли будет его смаковать. До порнографии «Алиса в „Кислотной“ стране», конечно, чуток не дотягивала, но обнажёнки и провокационных сцен там было вдоволь. А весь «полезный посыл» был лишь лицемерной «присыпкой» поверх мелькающих голых грудей и задниц.
Впрочем, о сексуальных версиях «Алисы» мой рассказ ещё не закончен…
Александр Котов, подозреваю, что информации о заболеваниях, которыми страдали в Средневековье крайне мало еще и потому, что к медикам...