В этот раз мы обсудим список «100 лучших фильмов ужасов по версии сайта Best Horror Movies», который был опубликован в 2012 году.
Возможно, вы удивитесь, но этот список не совпадает с перечнем сайта Slant Magazine — ни по составу фильмов в целом, ни по картинам, попавшим в первую десятку. Ни по одной позиции. Что лишний раз доказывает постулат: «Сколько людей, столько и мнений».
10. «Незваные» (1944)
Открывает десятку довольно древний образчик жанра, который и фильмом ужасов (в классическом понимании) назвать сложно. Это, скорее, мистический триллер, а по факту — просто история с привидениями, к тому же экранизация довольно посредственного готического романа. Тот самый случай, когда так и хочется воскликнуть: «Не доверяйте всяким спискам!» — потому как попадание этой ленты в первую десятку (поверх «Звонка», «Мизери», «Кэрри» и еще 80-ти с лишним знаменитых ужастиков) откровенно удивляет.
По сути, лента Льюиса Аллена — наивная и перенасыщенная диалогами мелодрама с редкими вкраплениями таинственности. Рекомендовать такое сегодняшней аудитории к просмотру трудно, особенно учитывая год выхода фильма.
9. «Зомби по имени Шон» (2004)
Здесь авторы списка не подкачали, хотя, формально, и эту ленту нельзя считать фильмом ужасов, так как перед нами чистой воды пародия на жанр. Эдгар Райт вдохновлялся лучшими образчиками, в первую очередь классическими опусами Джорджа Ромеро.
О том, что перед нами комедия, хоть и черная, догадаться не трудно: в главных ролях популярный тандем комиков Саймон Пегг и Ник Фрост, а повествование в ленте строится исключительно на иронии по отношению к серьезным зомбятникам. Тем не менее создатели списка решили, что ужасного в картине Райта больше, нежели забавного, поэтому добавили картину на 9 место.
8. «Легенда адского дома» (1973)
Еще один фильм, присутствие которого в первой десятке лучших хорроров можно было бы легко оспорить. Опытный писатель и сценарист Ричард Мэтисон, автор десятка солидных ужастиков, в том числе «Дома Ашеров», «Ворона» и «Последнего человека на Земле» (последний позднее пересняли под заголовком «Я — легенда»), откровенно схалтурил, сотворив очередную историю про дом с привидениями, в которой так же мало настоящего ужаса, как и смысла.
7. «Клуб самоубийц» (2001)
Седьмое место в перечне занимает хоррор японский, однако тоже не самый известный. В памяти, в первую очередь, всплывают «Звонок» и «Темные воды», но никак не творение Сиона Соно о волне самоубийств, охватившей Токио.
В этой ленте довольно много крови и непривычно мало характерного для азиатских хорроров мистицизма. Кое-кто из поклонников творчества этого режиссера склонен искать (и находить!) в его картинах скрытые метафоры, социальную подоплеку и своеобразную философию. Видимо, авторы списка также пошли на поводу собственных ощущений в поисках «чего-то большего», чем тупая демонстрация жестокости, однако массовая аудитория однозначно не приняла картину.
6. «Крик» (1996)
Это, пожалуй, первое прямое попадание в мишень. «Крик» Уэса Крейвена, ответственного также за создание «Кошмара на улице Вязов» — один из немногих ужастиков, сумевших выйти за рамки привычных клише этого жанра фильмов.
Этот слэшер в лучших традициях «Хэллоуина» и «Пятницы, 13-е» одновременно повторяет сюжетные ходы своих прародителей и в то же время изысканно избегает шаблонов, создавая новую, не менее страшную, «городскую легенду» об убийце, который слишком хорошо знает увлечения своих жертв.
Неудивительно, что «Крик» вскоре сам превратился в доходную франшизу, да к тому же породил целый киносериал в перпендикулярном жанре, так как именно фильм Крейвена стал основой для насмешек в первой части «Очень страшного кино».
5. «Носферату, симфония ужаса» (1922)
В качестве оправдания за всякие «легенды адских домов» создатели списка зашли с козырей и номером пятым включили в него безусловную классику Фридриха Вильгельма Мурнау. Картина, снятая по мотивам бессмертного произведения Брэма Стокера, является отправной точкой для всего жанра фильма ужасов, а для вампирской тематики — и подавно.
Разумеется, зритель нынешний вряд ли сумеет оценить новаторство немецкого постановщика, да и сама картина уже множество раз была буквально клонирована и вусмерть зацитирована последующими поколениями кинематографистов. Однако даже ради любопытства глянуть стоит, хотя бы из уважения к классике. А Макс Шрек в образе графа Орлока — это действительно шедевр актерского мастерства.
4. «Возвращение живых мертвецов» (1984)
Судя по всему, авторы списка всё-таки поклонники смешанных жанров, иначе как объяснить, почему именно фильм Дэна О’Бэннона, а не Джорджа Ромеро расположился на четвертой строчке рейтинга?
Впрочем, лента «Возвращение» и правда более изобретательна как в сюжетном плане, так и в изобразительном, ведь именно с этой картины в Голливуде начался неофициальный бум на фильмы про зомби. О’Бэннон (к слову, сценарист «Чужого») не стал развивать фантастическую или социальную составляющую картин Ромеро, а попросту снял увлекательный зомби-экшн с изрядной долей черного юмора и кровавых подробностей. У этой ленты 4 продолжения, одно слабее другого, однако первый фильм от этого хуже не стал.
3. «Оно» (1990)
Список составлялся в 2012-м, поэтому новейшая экранизация Кинга в него, само собой, попасть не могла. Речь идет о первой адаптации самого, пожалуй, мощного романа «Короля ужасов». Эта лента была снята для телевидения в формате мини-сериала продолжительностью 3 часа с хвостиком.
Конечно, бюджеты лент 1990 и 2017 годов несравнимы, однако первая экранизация может похвастаться отличными актерскими работами от юного Сета Грина, Джона Риттера и безвременно ушедшего Джонатана Брэндиса. А Тим Карри, изображавший зловещего клоуна Пеннивайза, настолько вжился в свой образ, что остальные члены съемочной группы старались обходить его даже в перерывах между дублями.
2. «Детские игры» (1988)
Всего в одном шаге от верхушки рейтинга расположилась еще одна «детская» страшилка. В кавычках потому, что нет ничего смешного в том, что душа садиста, маньяка и сатаниста Чарльза Ли Рэя переселилась в игрушку.
Картина ветерана жанра Тома Холланда вовсе не смахивает на сказочку, здесь есть место для страха и ужаса, а в более поздних продолжениях авторы добавили крови и черного юмора. Получилась поистине адская смесь, а главный злодейский персонаж франшизы — кукла Чаки — по праву входит в пантеон киношных маньяков, благо что ростом — от горшка два вершка.
1. «Паучонок, или Безумнейшая история из когда-либо рассказанных» (1967)
Покамест, с парой оговорок, список можно было бы считать достойным, однако сомнение вызывает именно первая позиция: картина Джека Хилла с пространным названием «Паучонок, или Безумнейшая история из когда-либо рассказанных» только громким заголовком похвастаться и может, ибо в остальном фильм, снятый на коленках за 65 тысяч долларов — довольно сумбурный и местами любительский триллер про семейку психопатов. Да, сама идея неплоха, и впоследствии ее подхватят и разовьют более именитые постановщики… Но давать первое место в подборке фильмов «100 лучших ужастиков» только за идею?..
К слову, сам сайт, ответственный за формирование этого перечня, уже не функционирует, поэтому претензии его составителям предъявить не получится.
Александр Котов, подозреваю, что информации о заболеваниях, которыми страдали в Средневековье крайне мало еще и потому, что к медикам...