Из истории оружия известно, что первые ружья были чрезвычайно просты. Тем не менее их появление ознаменовало новый этап в военной науке. А те армии, в арсенале которых огнестрельное оружие появилось чуть раньше, первое время достигали серьёзных успехов на поле боя.
По сути, первые ружья представляли собой длинные металлические трубки, стреляющие небольшими зарядами, лишь напоминающими современные пули.
Поначалу в таких ружьях использовали мелкий порох. Однако он быстро сырел, а также достаточно шустро забивал ружейные отверстия. Потом кто-то из солдат приметил, что лучше пороховую смесь собирать в эдакие «лепёшки», а затем дробить их для последующего использования при стрельбе. Такие кусочки горели медленнее, однако выделяли больше энергии и почти не оставляли после себя плохо сгоревших остатков. Таким образом удавалось продлить срок службы оружия и профилактическую чистку совершать реже.
Для выстрела приходилось поджигать порох через запальное отверстие, которое изначально располагалось в верхней части ствола. Причём поджигать с помощью раскалённого прута, что было весьма неудобным. Ведь прутом можно было обжечься в суете боя, и порох при вспышке (горении) слепил стрелка.
Современные реконструкторы утверждают, что заряжали первые ружья так долго, что перерывы между выстрелами достигали двух минут!
В общем, первым новшеством в ружье (авторство этого новшества не определено) было смещение запального отверстия в правую сторону. А впереди, перед лицом стрелка, устанавливали (прикрепляли) небольшой щиток, чтобы вспыхивавший порох не ослеплял стрелявшего.
После этого усовершенствования стали под запальным отверстием (уже справа, значит) делать небольшую полочку, на которой лежал запальный порох. Так и стреляли. Тоже неудобно, если смотреть с высоты нынешнего времени, но всё же лучше, чем было.
Затем оружейники смекнули, что крайне неудобно бегать на поле боя с раскалённым прутом, от которого вспыхивал запальный порох. Тогда решили снабдить стрелка медленно тлеющим фитилём, от которого и вспыхивал запальный порох.
В Европе такой фитиль пропитывали винным спиртом, либо селитрой. В России — вываривали в золе. После таких манипуляций фитиль действительно просто медленно тлел, а не горел, и можно было упростить процедуру стрельбы. Понятное дело, фитиль был не короткий, а длинный, чтоб один раз зажечь его — и потом заниматься, так сказать, поражением противника.
Поначалу фитиль находился буквально в руке, и его клали в сторону при перезарядке оружия. Затем ввели новое усовершенствование: в ружейном ложе проделали отверстие и через него пропускали фитиль. А уж потом его поджигали.
После этого додумались до простейшего фитильного замка. Фитиль находился в специальной изогнутой планке, соединённой с курком. Курок нажимаешь — планка прижимает тлеющий фитиль к запальному пороху, и вскоре происходит выстрел.
Первые ружья были очень тяжёлыми. Одно время их даже устанавливали на специальные пики, чтобы не держать на весу. Ведь вес таких ружей доходил до 7−8 килограммов.
Облегчённые ружья (мушкеты) появились лишь в 1624 году, в шведской армии. Этот вариант оружия уже можно было удерживать на весу двумя руками.
Понятное дело, при стрельбе из описываемого оружия всегда происходила солидная отдача. Примерно в 1575 году в Германии изготовили первые ружья с прямыми прикладами. Французские мастера стали делать приклады изогнутыми, чтобы отдача непосредственно в грудь была снижена.
Испанские же солдаты стали стрелять, упирая ружьё не в грудь, а в плечо. С тех пор, то есть с конца ХVI столетия, такой вариант стал общепринятым.
Ну, и напоследок про заряды. Поначалу они были очень разношёрстными, ведь изготавливали их из железа, меди, бронзы, латуни и даже камня! И форма таких зарядов была очень разной. Встречались даже ромбовидные пули!
Однако в итоге остановились на более-менее круглой пуле, отливаемой из свинца. Последний, как известно, легко плавится и после выстрела демонстрирует, выражаясь современным языком, хорошие баллистические качества.
В общем, чтобы появилось оружие, более-менее похожее на современное, потребовалось более двухсот лет…
Александр Котов, подозреваю, что информации о заболеваниях, которыми страдали в Средневековье крайне мало еще и потому, что к медикам...