Нормативные документы «СНИП 23−05−95. Естественное и искусственное освещение» и другие стандарты регламентируют нормы уличного освещения. Есть менее известные документы, дающие понятие о том, каким должен быть уровень освещенности. В РФ действует Федеральный Закон № 131-ФЗ от 6.10.2003 г. (в ред. 21.07.2007) «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», регламентирующий ответственность власти за уличное освещение на территории муниципалитета.
Рекомендуемые нормами значения освещенности являются эксплуатационными величинами, ниже которых освещенность не должна быть ни в какой момент эксплуатации. Если из-за загрязнения светильников, ламп или спада светового потока ламп эти минимально допустимые значения будут достигнуты, то агрегаты уличного освещения нуждается в обслуживании (чистке).
Кто должен проводить регламентное обслуживание? Каким документом пользоваться? Об этом далее.
Принцип организации уличного освещения в городах и сельских населенных пунктах разный, поэтому повесить фонарь на каждом столбе вдоль сельской улицы технически невыполнимо. Также актуальна нехватка денег в бюджете сельского поселения для организации максимально возможного уличного освещения, который ежегодно разрабатывается администрацией и принимается местными депутатами сельского поселения (общественники, не получающие зарплаты).
Финансирование сельских поселений идет не через администрацию района и даже области, а напрямую из Федерального бюджета. Есть законодательные акты, регламентирующие финансирование с помощью межбюджетных трансфертов. Поэтому у администраций сельских поселений банально нет «особливого» желания добиваться денег на освещение улиц… Впрочем, равно как и на поддержание дорог местного значения, мостков и свалок, прочей местной инфраструктуры, озеленение территории и на решение многих иных проблемных вопросов, находящихся в компетенции муниципальной администрации.
В России апеллируют к Федеральному Закону № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», а в нем — к статье 14, пункт 1.21 «Организация освещения улиц и установка указателей с названиями улиц и номеров домов». Причем, в том же законодательном акте прописано и много полезного о других сферах жизни селян, в частности, о вывозе бытовых отходов и противопожарной безопасности, — это все в зоне ответственности местного муниципалитета.
Районное подразделение энергосбыта только технически обеспечивает освещение улиц, платить за которое должна либо администрация сельского поселения, либо организация, на балансе которой находится инженерная система села. От них зависит, будет ли на селе гореть свет, сколько фонарей будут освещать улицу (многие здесь и один горящий светильник годами мечтают увидеть) и в какое время.
Для уличного освещения на селе существует свой социальный стандарт. Им предусмотрено, что не менее 80% улиц в деревне должны быть освещены. В реалии разобраться с этим условием очень сложно: к примеру, как определить количество нуждающихся в освещении улиц в некогда густонаселенной и протяженной на километры деревушке, где теперь осталось 2−3 отдельно расположенных домика?
Поэтому специалисты условились, что минимальным для удаленных деревень (хуторов) считается наличие двух уличных фонарей: на въезде и на выезде из деревни. В больших селах действуют другие правила: обязательное освещение должно быть установлено возле школы, больницы (фельдшерско-акушерского пункта), дома культуры, библиотеки и, возможно, иных социально значимых объектов.
В период кризиса на первый план выходит насущный вопрос обслуживания. Очевидно, приобрести новую лампу взамен старой — не проблема. Большая часть затрат уходит на то, чтобы за несколько десятков километров приехала бригада и эту лампу заменила. Для экономии бюджетных средств на деле договор на обслуживание уличного освещения можно заключать не только со структурными подразделениями энергосбыта, но и с местным электриком — вкрутить лампу в фонарь он вполне сможет, а более сложные ремонтные работы проведут (значительно реже) электрики из района. Ремонт уличного освещения должен производиться в течение 5−15 дней со дня подачи заявки.
Бывает и так, что инфраструктура населенного пункта находится на балансе какого-нибудь предприятия, у которого нет ни средств, ни возможностей для нормального обслуживания подведомственных электросетей. Не всем, но многим деревням ситуация досталась в наследство от… реформы Агропрома России 1993−1994 гг. Огромные деньги тогда были отпущены на мотивацию селян к личному хозяйствованию, заведению фермерских хозяйств — по воспоминаниям старожилов, власть прямо задаривала их беспроцентными кредитами. Тогда и образовывались крестьянские хозяйства с огромными территориями пастбищ, а на них и с инфраструктурой, частично электрифицированной. Вскоре финансовое донорство прекратилось, и крестьяне остались со своими проблемами наедине. Может, и поэтому тоже они не верят ни во что, в особенности представителям власти, ведь обман происходил десятилетиями.
На таких территориях все вопросы решаются между жителями и фермером (собственником или арендатором) без какого-либо вмешательства со стороны. Чтобы в такой ситуации передать энергосети на баланс муниципального образования (нечто похоже на деприватизацию), придется пройти несколько кругов бюрократического ада. И то сие возможно только после приведения энергосистемы (долгое время считавшейся де-факто бесхозной) в полный порядок.
Срок службы лампы в деревенском светильнике уличного освещения составляет примерно 1,5 года при соблюдении средних условий эксплуатации: 12 часов включена, 12 часов — выключена. Поскольку в период с середины марта по середину сентября в географических условиях Вологодской области лампы уличного освещения требуется включать менее чем на 6 часов, а летом (включая период «белых ночей») — вообще не включать, реальный срок службы некоторых экземпляров металлогалогенных ламп достигает 3−4 лет. Для автоматизации включения уличных светильников в сельской местности устанавливают реле времени и фотореле.
Должен заметить, что за полтора года, проведенные в вологодской деревне, я научился многому, в том числе и тому, как надо «зажигать светильники в деревнях». Не стесняйтесь требовать выполнения закона от муниципальных властей. Во-первых, потому, что гражданин, проживающий на селе, имеет на это право (чиновники работают для нас, а не наоборот); во-вторых, потому, что хуже уже не будет.
За законные требования «даже не расстреливают», так что — бояться нечего. Увидев перед собой человека грамотного и адекватного, муниципалитет удовлетворит и ваши требования. Будьте смелее в части законных прав.
Здравствуйте Андрей. У меня вопрос по теме уличного освещения. Я проживаю в ПГТ и год назад около моего дома был фонарь. Сменился глава администрации и снял фонарь объяснив что он нам не положен, на баланс его поставить не может но поставил себе и объяснил что он у него подключен от счетчика. У меня ребенок инвалид, боится темноты есть справки от психолога. Подскажите пожалуйста как обратиться в письменной форме к главе. С уважением Анастасия
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Здравствуйте. Опять же к теме уличного освещения. В нашем муниципальном образовании нет уличного освещения. И главное глава не против установки фонарей только за. Есть на это средства. И в советское время на опорах были лампочки Закавыка в том что Районное подразделение энергосбыта указывает на тот факт якобы нет технической возможности. На линии нет так называемой фонарки. Но в свое время она же была но они её использовали для других своих нужд. Вопрос вправе ли администрация сельского поселения требовать востановления фонарки за счет районного энергосбыта? И на основании каких законов энергосбыт обязан востановить линию? С/у Федор.
0 Ответить
Здравствуйте. Отвечу так. Я не политик, революций не делаю. Но не надо иметь семи пядей во лбу, чтобы понимать, что сейчас, при такой экономической модели, примерно 100 млн населения страны - лишние. А разве вы для администраторов - при таком отношении - люди? Кто для кого работает? Предполагается, что администрация работает для людей, а не наоборот, хотя в стране в этот посыл трудно поверить. Администрация не заинтересована. Объяснять будут так, что у них нет денег, мол, целевых денег не выделяют, нерентабельно. Как будто-бы именно вы должны входить в положение администрации, и это якобы ваша проблема. А на мой взгляд - платите налоги, не будьте равнодушны ("равнодушие - подлость души") и... довольно с вас.
К сожалению, на практике есть только два безреволюционных пути: заимейте близкое знакомство с влиятельными людьми администрации, а это не только глава сельского поселения (хотя и его можно пользовать), как частный вариант этого пути - заместите собой на легитимных выборах сие должностое лицо муниципального самоуправления, и второй - жалобы официальным порядком, с ожиданием ответа в сроки согласно ФЗ "Об обращениях граждан" и применением оных ответов в новых жалобах, запущенных на уровень выше, и так в несколько ступеней по вертикали власти, а по горизонтали - привлекайте депутатов и займите активную позицию, используйте ресурсы районных и, если позволяет ситуация - оппозиционных СМИ. К сожалению, в сложившейся ситуации народонезависимой системы в стране, эти пути - самые эффективные. Но будьте готовы, что именно вас и обвинят в склочности. Тут, как говорится, каждый выбирает по себе - насколько вам это нужно. Или терпите. Как все остальные. Извините за многословие. Рад был помочь.
0 Ответить
Здравствуйте Андрей! Нужен ваш совет. В деревне- г.Кашира ,раньше до 1999г горел по улице свет,теперь он не горит.Администрация не заинтересованна в том ,чтобы по всей улице горел свет.Правда у своих домов у них свет есть. Местные жители боятся ,а мы получается Москвичи бесправные.Как сделать ,чтобы волки были сыты и овцы целы.С Чего начать,чтобы нас не обвинили в склочности. Очень темно и страшно особенно зимой ,или ноги сломаешь или не дай Господь по головке стукнут. Будем признательны за помощь.
0 Ответить
Иван, скиньте мне форму в ГИБДД на адрес dron197@yandex.ru, пожалуйста.
Обращение по светильникам надо писать в администрацию сельского поселения или муниципального района (в зависимости от того, к чему относится ваша деревня). Суть обращения в свободной форме. Предварительно рекомендую почитать закон о полномочиях муниципальных образований, это их прямая функция, поэтому и писать надо им. Затем ждать ответа и действий. Они, эти свины, косят на то, что, якобы в деревне никто не живет, а денег в муниципальном бюджете мало. Однако районный суд, если до него дойдет дело, примет вашу позицию как обоснованную, поскольку государство в лице муниципалитетов, гарантируя гражданам соблюдения их прав и свобод не освобождается от ответственности в части реализации декларируемых в законах положений. В вашем случае недостаток финансирования или дырявый бюджет не может быть основанием для отказа в освещении деревни, даже если в ней только 1 человек живет. Короче, мороки много, но если настроены решительно, добьетесь. Главное не словами, а бумагами. Они вам отписку, а вы заявление с копией их отписки в прокуратуру района и т.д. Удачи.
0 Ответить
Андрей может вы какую нибудь определенную форму обращения подскажите, и к кому именно, обращение, если кому интересно то могу скинуть образец письма в гибдд по ямочному ремонту,
0 Ответить
Очень дельная статья, спасибо, Андрей Кашкаров
Оценка статьи: 5
0 Ответить
здравствуйте,помогите найти законы о освещении на украине в сёлах,какие-нибудь стандарты. У нас поменяли столбы,повесили новый провод,и сняли все лампы,посёлок очень большой,а на улице теперь кромешная тьма...Местный депутат всё отговаривается,и никто ничего не делает..
Оценка статьи: 4
0 Ответить
Андрей Кашкаров, ПОшлют, непременно пошлют. Тут сам свою лампу на столбе вешаешь и думаешь - как бы не пришли и по заднице не надавали, что эл-во потребляет.
0 Ответить
Ю. Лях, Вы меньше бойтесь... Я и сам надавать могу. Тогда вроде бы начинают побаиваться или уважать (без разницы), главное - результат. А иначе только голову в песок...
1 Ответить
Андрей, для деревни это все правильно, проблема...
Оценка статьи: 5
0 Ответить