Периодом создания и становления финских спецслужб стали 1918−1919 годы. Но их предыстория связана с еще более ранним периодом революционного движения в России и Первой мировой войной.
В Финляндии разведка «выросла» из таких специально созданных активистами организаций, как «Бюро информации», «Этапное бюро» и «Новое лесное бюро». Каждый из них имел свои особенности, в том числе представительства резидентуры германской разведки в Швеции и на территории Великого княжества Финляндского.
Активная разведывательная деятельность, начатая в пользу Германии сторонниками независимости Финляндии, особенно заметна с 1916 года и по нарастающей силе увеличивалась в два последующих десятилетия; это было соперничество даже не разведок двух соседних стран, а социалистической и капиталистической политических систем. При этом сотрудничество с Берлином специально не афишировалось.
Еще с весны 1915 года известна деятельность «Бюро информации» по направлениям Хельсинки, Выборг и Сортавала, Оулу и Лапландия, в задачи которого входил не только сбор информации о русских войсках, но и диверсионная деятельность. Летом того же года создано «Этапное бюро», поставляющее добровольцев в лагеря подготовки. Зарегистрированное в формате коммерческой организации «Новое лесное бюро» имело задачи сбора информации о российских войсках, организации каналов связи, изготовления документов.
Весной 1918 года создается «Отдел безопасности освобожденных территорий», занимающийся политическим сыском и борьбой с красными финнами, в том же году переименованный в «Отдел разведки по уголовным делам против государства». Военная разведка росла из разведывательного отдела Генштаба — «Бюро информации», его в то время возглавлял Исак Альфтан, с подчинением главному квартирмейстеру Й. Игнатиусу. В том же 1918 году создается структура иностранного отдела и институт военных атташе.
В 1919 году был создан Иностранный отдел, занимавшийся не только Россией, он имел три направления: СССР, Скандинавия и все крупные государства Европы. Финская тайная полиция также образовалась в 1919 году. В отношении Советской России после 1922 года разведку осуществляли военная разведка и Центральная сыскная полиция — государственная полиция Финляндии, после 1938 г. реорганизованная в государственную полицию (ВАЛПО) — орган контрразведки и политического сыска.
Во время становления финской государственности 1919−1924 гг. Генштаб Оборонительных сил Финляндии возглавлял Оскар Энкель. Сразу после реорганизации Генштаба Финляндии в 1920 году разведкой занимались 4-е (иностранное) отделение, 5-е (статистическое, названное так для конспирации, или разведывательное) отделение и 6-е (контрразведывательное) отделение. Самое большое по численности личного состава отделение статистики специализировалось на разведке против СССР и делилось на секции по отдельным направлениям: сухопутное, морское, воздушное, экономическое, распределительное. Отдельно существовали техническая секция и фотоцентр.
Чуть позже в 1922 году иностранное и статистическое отделения были объединены во 2-е Управление Генерального штаба Оборонительных сил Финляндии (Управление военной разведки). По некоторым оценкам кадровый состав всего Управления военной разведки насчитывал примерно 170 человек. Может быть, это количество кому-то покажется небольшим, но смею напомнить, что финны никогда не тяготели к раздутым штатам на манер России, у них каждый человек на счету, да и население количественно относительно невелико. В этой связи интересно, что в финской разведке служили и выходцы из России.
В 1918 году одновременно с войсками связи зародилась радиоразведка, которую долгое время до реорганизации финского Генштаба 1927 года называли радиолабораторией. В это время ее переподчинили отделу статистики. Радиоразведка финского генштаба, которую с начала и на протяжении семнадцати лет возглавлял Рейно Халламаа, была самым засекреченным подразделением. Отдельные пункты радиоразведки были расположены вдоль всей советско-финляндской границы. Выборгское отделение финской разведки было самым крупным территориальным подразделением.
Две характерные особенности, свойственные специальным службам любого государства:
— во-первых, оппозиция, вынашивающая намерения смены власти, ищет и находит поддержку за рубежом, у противников существующего режима — в лице внешней разведки;
— во-вторых, параллельно с этим формируются собственные разведорганы для дальнейшей работы после прихода оппозиции к власти.
Такие органы формировались и у большевиков в России, и у активистов в Финляндии. В этой связи нет ничего удивительного, поскольку частое перемещение больших масс людей, владевших русским и финским языками, через границу, особенно в 20-х и начале 30-х гг., использовалось разведками обеих стран в получении информации и вербовке агентуры.
Агентурная разведка спецслужб обеих государства активно использовала в работе ингерманландцев, карельских беженцев, представителей контрреволюционных, белоэмигрантских, как их тогда называли в Советской России, сообществ на территории Финляндии. Были ли в агентурной сети финских спецслужб высокопоставленные советские чиновники, проводила ли финская сторона, как, к примеру, германская, спецоперации по дезинформации советских органов безопасности, пока остается не ясным. Эта тема непопулярна, ее замалчивают.
В архивах еще предстоит изучить документы касательно использования финскими спецслужбами шюцкора, пограничной охраны, правых партий, влияния разведывательной деятельности финских спецслужб на репрессии в СССР, в частности финно-угорского населения. Всегда были агенты и добровольные осведомители. По данным из финских источников количество «добровольных помощников» финской разведки в СССР признается на уровне 4−5 тысяч человек, то есть более чем укомплектованная по штатной численности пехотная дивизия того времени. Эти сведения были рассекречены. Также рассекреченный в 1980—1990-х годах материал о финских спецслужбах и их деятельности имеется в фондах архива УФСБ РФ по Республике Карелия.
В России в открытом доступе пока только появляются научные исследования о роли немецкой разведки в финском егерском движении, которое спустя всего несколько лет составит ядро национальной армии, об использовании егерей в качестве диверсантов и разведчиков. Косвенно это подтверждается тем, что до 90% финского генералитета перед Зимней войной составляли бывшие и настоящие егеря.
Мне доводилось знакомиться с отрывками современной «книги книг» финской разведки «Согласно полученным данным… О руководстве Главным штабом Оборонительных Сил Финляндии деятельностью военной разведкой в период 1919—1945 гг.», которую бывший руководитель финской военной разведки генерал-майор Раймо Хейсканен специально презентовал в 1989 году для сотрудников разведывательного отдела генерального
Неинтересно
Оценка статьи: 3
0 Ответить