Что можно купить через совместные покупки?
Мария Андриенко: «С помощью совместных покупок можно купить все, что угодно: мебель, продукты питания, секс-игрушки, товары для животных или канцелярские принадлежности. Однако основная доля приходится на детские игрушки, одежду и хозяйственные товары».
Павел Ясниковский: «Это огромный „супермаркет“ с широким ассортиментом. Мы с супругой, например, уже несколько лет таким образом покупаем путевки. И нам, как постоянным клиентам, организатор совместных покупок дает дополнительную скидку от агентской цены».
Как работают совместные покупки?
Павел Ясниковский: «Существует форум, где у каждого направления товаров есть модератор. С ним связывается продавец, высылает документы, подтверждающие, что он юридическое лицо, показывает цены, которые предоставил поставщик. Модератор проверяет информацию и только после этого позволяет открыть на форуме свою ветку. В главном сообщении темы покупателям дается ссылка на каталог или сайт поставщика и прикрепляется файл с оптовыми ценами. Устанавливается размер сборов организатора — по правилам форума он не может взять себе больше 20%.
Покупатель заходит в ветку, смотрит оптовую цену, допустим, 100 рублей, приплюсовывает к ней сбор организатора — около 15 рублей. Когда собирается достаточное количество людей, организатор останавливает закупку и передает все заказы на обработку поставщику. Он комплектует один большой заказ. После получения товара организатор раскладывает товары по индивидуальным пакетам. С некоторыми покупателями он встречается лично в установленное время в оговоренном месте, остальным отправляются посылки по почте. В последнее время стало еще проще — заказы выдаются через терминалы или пункты выдачи крупных курьерских компаний".
Мария Андриенко: «Мы открываем закупку по каталогам поставщика, переносим всю информацию на сайт. У некоторых поставщиков есть специальная программа, которая автоматически заливает товары на форум, но иногда это приходится делать вручную. После старта мы занимаемся рекламой и продвижением — без этого не состоялась бы ни одна закупка. Далее — получаем товар от поставщика и доставляем его покупателю. Сегодня доставку на дом почти никто не заказывает, хотя такая услуга есть. В пунктах самовывоза люди не привязываются к конкретному времени и могут забрать заказ в любое удобное время».
Кто покупает через сп?
Павел Ясниковский: «Пять лет назад это была совершенно не мужская территория: форум, где 30 страниц обсуждается нужный размер или условия доставки, мужчинам было сложно осилить. Вообще, это очень похоже на социальную сеть — покупатели выкладывают фотографии, хвастаются, пристраивают то, что не подошло. Но сугубо мужские категории товаров там тоже представлены: запчасти, мужская одежда, товары для рыбалки и охоты. Поэтому среди завсегдатаев таких форумов встречаются и мужчины».
Мария Андриенко: «Если раньше основной аудиторией были домохозяйки с детьми, то сейчас контингент изменился. Становится больше мужчин — покупают одежду, обувь, товары для взрослых. Однако большинство покупателей, как и раньше — девушки и женщины от 20 до 40 лет. Средний чек тоже изменился — люди с достатком выше среднего стали чаще покупать у нас, ведь через совместные покупки можно приобрести оригинальные брендовые вещи, например, часы или шубы».
Кто может стать организатором совместных покупок?
Мария Андриенко: «Чтобы стать организатором, нужно сначала побыть обычным участником — понять механизм. Далее — пройти стажировку. Во время обучения большинство участников сами понимают, что им это не интересно, а какая-то часть просто не справляются с заданиями. Однако попробовать свои силы может любой.
Не приветствуется, если организация совместных покупок воспринимается новичком как дополнительный заработок. Здесь нужны люди, которые хотят работать и готовы тратить свое время. Поэтому мало кто «выживает».
Какая в этом выгода для покупателей и организаторов?
Мария Андриенко: «Посредник обычно забирает себе 15% от суммы покупки. Это фиксированный процент, и он узаконен сайтом, на котором мы работаем. А для покупателя через совместные закупки такой же товар будет стоить примерно 115% от цены поставщика плюс стоимость доставки, которая делится на всех участников. Организатору выгодно, потому что он закупает товары оптом и сразу получает свой процент не от одного заказа, а от нескольких».
Павел Ясниковский: «На самом деле, выручка организатора от дешевых товаров может быть мизерной, поэтому приходится или увеличивать объемы продаж, или договариваться с поставщиком. Он может попросить поставщика дать ему дополнительную скидку. И таким образом к 10−20% организационного сбора приплюсовывается примерно равнозначная скидка от поставщика».
Некоторые поставщики отказываются работать с организаторами совместных покупок. Почему?
Павел Ясниковский: «Таким образом они пытаются избежать демпинга цен. Есть ряд товаров, на которые неофициально установлена рекомендуемая розничная цена. Это топовые товары — они могут стоить 7000 рублей у поставщика, а в рознице 15000. Даже у розничных магазинов не всегда получается дать какую-то скидку на эту категорию — каждый такой шаг согласовывается с поставщиком. Организаторы совместных покупок могут продавать такие товары по цене значительно ниже рыночной — за 9000 рублей. Получается, поставщику становится тяжело продавать такие товары через обычные магазины».
Как выглядит обычный день организатора совместных покупок?
Мария Андриенко: «Каждый мой день не похож на предыдущий. Стадии у закупки разные: сегодня, например, в одной ветке мы только собираем заказ, в другой — уже разбираем, а в третьей формируем счет. Эта занятость не похожа на работу в офисе: пришел в девять утра и до семи вечера занимаешься чем-то одним. Если приходит груз от поставщика, его нужно разобрать, а если доставки в этот день нет, то можно отдохнуть или заняться продвижением. Мне нравится работать из дома, ведь даже при загрузке 24/7 я все равно живу по своему графику и не подстраиваюсь под других».
О чем нужно знать покупателям?
Павел Ясниковский: «У совместных покупок практически та же специфика, что и у покупок на „Авито“ или „Юле“ — все зависит от продавца. Если продавец адекватный и исполняет свои обязательства перед форумом и покупателем в частности, то особых проблем при сделке не будет».
Мария Андриенко: «Бывает, ожидание и реальность не совпадают: поставщик может предоставить одну фотографию, а приезжает немного другой товар. Вещи нельзя потрогать, выбирать приходится по картинке. Даже цвет может меняться в зависимости от настроек экрана ПК или смартфона. Бывает, формируя заказ, поставщик не найдет нужный товар. А человек уже внес оплату — он надеется на нас, даже мысленно представлял себя в этой вещи, а она не пришла.
Покупатель может отказаться от покупки только в случае брака. В этом случае я связываюсь с поставщиком и предлагаю заменить товар или вернуть деньги. На возврат уйдет чуть больше времени, чем на доставку к покупателю, так как цепочка от покупателя на склад длинная, и каждый этап согласовывается с поставщиком.
Совместные покупки — дело добровольное. Мы не магазин, и оформить возврат, если модель не подошла покупателю, мы не можем. Иногда случается так называемый пересорт — поставщик может прислать костюм зеленого цвета, хотя мы заказывали красный. По нашим внутренним правилам весь пересорт отправляется покупателю. Во всем остальном мы следуем закону о правах потребителей.
Для пересорта на форуме существует раздел, где покупатели пристраивают неподошедшие вещи среди других участников совместных покупок. Некоторые очень любят «пристрой» — товар уже в наличии, его не надо ждать, но можно потрогать и примерить".
Может ли организация совместных покупок стать прибыльным бизнесом?
Мария Андриенко: «Я начала заниматься совместными покупками в качестве организатора по стандартному сценарию, как и большинство моих коллег — ушла в декрет и искала, чем себя занять. Сначала я выступала в роди участника, но через пару месяцев, когда сайт optwear.ru объявил новый набор — я решила попробовать. Сейчас совместные закупки — мой основной бизнес, и я занимаюсь им удаленно. Многие из моих коллег уезжают в отпуск, берут свои компьютеры и продолжают работать с берега моря. Это и плюс, и минус — работа кипит, и ее можно не ставить на „паузу“, но с другой стороны каждому хочется отдохнуть без переживаний и мыслей о закупках».
Павел Ясниковский: «Тот, кто занимается этим профессионально и ведет несколько веток на форуме, может выйти на очень серьезные обороты. Однако нужно понимать, что такой бизнес займет практически все время предпринимателя. Если раскидать по году всю выручку без учета сезонного спроса, то цифра в сто тысяч рублей и больше в месяц вполне реальна. Иногда бывает и обратная ситуация: на 10 процентов организатор прожить не может, но поставщик категорически отказывается от дополнительной скидки. Поэтому главное — найти нишу и поставщика, который предоставит хорошие цены».
Несколько крайняя, даже экзальтированная точка зрения. Даже не хочется спорить, тем более в преддверии праздников, с сентенциями...