• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Материалы от компаний
Максим Селинский Копирайтер

Как правильно организовать обучающий вебинар?

У писателей и копирайтеров есть «страх чистого листа». Это боязнь начать работу над новым текстом, когда кажется, что в голове нет никаких подходящих мыслей и они не появятся в ближайшее время. Что-то похожее испытывают и спикеры вебинаров, особенно перед проведением своего первого обучающего занятия. Побороть этот страх способно знание.

Фото: Depositphotos

Знание простых и понятных правил, которые сделают интересным и успешным онлайн-урок на платформе для вебинаров Clickmeeting и любой другой похожей площадке. Где проводить онлайн-занятия — не настолько важно, если вы знаете, как правильно взаимодействовать со слушателем.

Как провести занятие онлайн

Эти правила кажутся очень простыми, местами даже очевидными. Но именно они помогут вывести ваши онлайн-уроки на совершенно другой уровень.

Правило 1. «Эффект присутствия»

Как только вы начали занятие, убедитесь, что все ученики видят вас действительно хорошо. Это не банальная проверка камеры. Благодаря четкой картинке создается необходимый эффект присутствия, которого намного сложнее добиться во время выступления в Сети.

Правило 2. Правильное приветствие

Когда вы видите, что ученики уже начали заходить в комнату, поздоровайтесь с ними. Важно сделать это более акцентированно. Скажите просто и дружелюбно, что рады видеть всех, и внимательно следите за тем, как подключаются гости. Сообщите тему урока и постарайтесь максимально сконцентрировать внимание присутствующих на докладе.

Такой старт помогает наладить контакт с аудиторией, обозначить рамки, в которых будет проходить встреча, и в целом сделать занятие более успешным.

Правило 3. Порядок работы

Озвучить его тоже стоит в начале встречи. Обязательно скажите участникам, нужно ли выключать микрофоны или можно оставить все как есть. Объясните, стоит ли проявлять активность в чате или лучше не отвлекаться и сосредоточить все внимание на спикере. Когда писать вопросы: сразу, когда появляется мысль, или отложить на финальную часть встречи.

Заранее продумайте, как проводить групповые занятия онлайн, и расскажите аудитории правила перед тем, как начнете давать основной контент по теме.

Правило 4. Разнообразный контент

Используйте любой контент, который поможет провести онлайн-урок на платформе интересно и динамично. Транслируйте происходящее на рабочем столе, подключите интерактивную доску, подготовьте презентацию, запустите короткий видеоролик или небольшой аудиофрагмент, поясняющий ситуацию.

Все это поможет провести практическое занятие онлайн с огоньком и максимально дистанцироваться от нелюбимого многими слушателями формата «говорящей головы».

Правило 5. Удерживайте внимание

В зависимости от формата встречи это можно делать каждые 2−3 или 5−10 минут. Все зависит от того, насколько хорошо вы знаете свою аудиторию и как часто ученикам мешают разные отвлекающие факторы.

На удержание лучше всего работают вопросы. Спросите что-нибудь и попросите поставить в чате плюсы, цифры или буквы в качестве ответа. При использовании этого приема важно простимулировать активность всех участников мероприятия. Поэтому опытные спикеры предлагают, например, поставить плюсы всем, кто согласен с последним высказыванием, и минусы тем, у кого противоположная точка зрения.

Хорошо, если каждый раз знак будет разным. Этот простой прием помогает слушателям встряхнуться и сконцентрировать внимание на докладе спикера.

Еще один эффективный способ удержания внимания называется «открытый вопрос». Он подразумевает ответ от каждого участника в свободной форме. Например, кого вы считаете самым популярным инста-блогером 2020 года? И просьба написать ответ в чате.

Правило 6. Будьте смелее

Ваша задача — добиться высокого процента остаточных знаний у максимального количества учеников. Поэтому не стесняйтесь повторять несколько раз и делать дополнительные акценты на особенно важных местах, которые стоит запомнить и понять каждому слушателю.

Несколько десятков, а иногда и больше человек не могут одинаково слушать ваш доклад. Поэтому только вам решать, как провести онлайн-урок для всех и сразу. Особенно если вы точно знаете (а так обычно и происходит), что кто-то из присутствующих обязательно отстанет, кто-то просто не поймет материал. Поэтому повторение основных формулировок — полезная практика, за которую будут благодарны многие ученики.

Правило 7. Соблюдайте тайминг

В редких случаях спикер и аудитория находятся на одной волне и готовы общаться друг с другом часами, не теряя энтузиазма. Но обычно люди планируют время встречи согласно указанному расписанию.

Даже если речь идет о самых интересных, нужных и полезных уроках. Когда спикер выходит за обозначенные рамки, многие начинают отключаться и выходить из комнаты. А большой процент тех, кто остался, воспринимают материал намного хуже, потому что уже думают о том, когда закончится вебинар.

Привило 8. Сделайте запись

Даже если вы несколько раз повторили важные моменты, кто-то из учеников, скорее всего, плохо понял или не успел понять отдельные части урока. Хорошо, когда у людей есть возможность пересмотреть вебинар в записи и восполнить возможные пробелы в знаниях. К тому же запись будет полезна тем, кто по каким-то причинам не смог прийти на вебинар, но еще не потерял интерес к вашей теме.

Как правильно проводить занятия онлайн, чтобы легко удерживать внимание слушателей?

Для усиления эффекта привлечения внимания используйте во время выступления несколько оригинальных и проверенных на практике лайфхаков.

Делитесь опытом

Давать все время одну теорию слишком скучно. Попробуйте поделиться реальным опытом. Расскажите историю из личной практики, жизни коллег или клиентов. Этот рассказ не всегда должен быть позитивным. Очень часто признание своих ошибок и какой-то негативный опыт встречает теплый отклик со стороны аудитории вебинара.

Сделайте паузу

Да, иногда простая пауза между предложениями способна привлечь внимание лучше, чем пара лишних слов. Участники вебинаров привыкли, что голос спикера всегда идет фоном, например, когда показывают слайды презентации или когда кто-то отвлекается на второстепенные дела. Неожиданная пауза естественным образом заставляет людей концентрироваться и прислушиваться к происходящему на экране.

Провоцируйте

Слушатели сразу активизируются, когда слышат какое-то спорное утверждение. Простой пример. Спикер говорит, что в ближайшие два года кнопочные телефоны станут более популярны, чем смартфоны, и просит аудиторию высказать свое мнение в чате.

Это не совсем удачный и правдоподобный пример, но он отлично демонстрирует суть работы с провокационными формулировками. Однако при их использовании важно чувствовать тонкую грань. Переступить ее очень легко, и, как правило, после этого доверие к спикеру заметно снижается.

Используйте юмор

Некоторые спикеры заранее готовят какие-то шутки и потом чуть ли не с листочка зачитывают их на вебинаре. Выглядит это сами понимаете как. Лучше всего использовать юмор так, как вы делаете это в реальной жизни.

Конечно, коронные фразы и домашние заготовки могут быть и даже должны быть у каждого выступающего. Но вставлять их в доклад нужно так, чтобы никто ничего не заподозрил. И в большинстве случаев это происходит по наитию, в каком-то смысле экспромтом.

Меняйте ритм и темп доклада

И дело не только в скорости. Да, иногда стоит ускориться или замедлиться для привлечения внимания. Но так же хорошо работает изменение громкости, повышение или понижение тона. Главное, чтобы все это выглядело естественно и не походило на какие-то натянутые кривляния на камеру.

Самый ценный совет, который можно дать в конце этой статьи — внедряйте. Хотя бы половину, хотя бы третью часть описанных рекомендаций — и ваши обучающие вебинары уже заметно вырастут в качестве.

Статья опубликована в выпуске 25.12.2020
Обновлено 6.03.2022