Во время пандемии многие предприниматели, у которых были свои оффлайн торговые точки, перешли на популярные маркетплейсы. Конечно, некоторые продавцы уже там были, но после коронавируса количество предложений резко увеличилось. Вырос и спрос. Люди хотели порадовать себя покупками, даже несмотря на то, что приходится сидеть дома.
Спустя месяцы началась настоящая борьба за клиентов. А как «бороться», если данных по рынку недостаточно? Ни информации по конкурентам, ни по нише, ни по продвижению — одним словом, ничего, что было действительно необходимо для продвижения. Возникла необходимость в анализе продаж и сервисах аналитики.
Сегодня разберемся, какие сервисы стоят вашего внимания, почему в них не жалко вложиться и какие функции и метрики отличают их от других похожих площадок.
Выжившие и прибывшие
С каждым годом сервисов аналитики становится все больше, это активно развивающаяся ниша бизнеса. Селлеры поняли, что без дополнительных инструментов большой прибыли на маркетплейсах можно не ждать. Это как идти по улице с закрытыми глазами: если у вас нет поводыря или хотя бы изредка окликающего прохожего «Вам не туда! Левее!», то добраться до места назначения точно не получится.
В 2021 году было 20 сервисов аналитики, в 2022 — 23, на данный момент — 29. Рынок стал конкурентным. Вместе с ростом количества селлеров увеличилось разнообразие брендов. Разработчикам приходится придумывать новые условия, дополнительные услуги и инструменты для максимальной точности данных и оптимизации работы.
Мы составили рейтинг топ сервисов аналитики. В ходе исследования проанализировали все важные параметры: интеграция с CRM, seo, использование рекламных кампаний, контроль и сбор данных
Участники обзора:
- Аdapter
- e-Comet
- EggHeads Solutions
- HunterSales
- LikeStats
- LookFor. sale
- MarketGuru
- MarketVision
- Mayak
- MoneyPlace
- MPHelp
- MPStats
- MScout
- Pandora 10
- Pi-Data
- Solist
- Seller Fox
- Sell Monitor
- SellerStats
- Seller Expert
- Shopstat
- Stat4 Market
- StateFlow
- Wbcon
- WEBExpert Анабар (ныне Анабар)
- WB report
- Wildbox
- Wolbe
- Woysa
Сегодня мы взяли в обзор только те сервисы, где есть внешняя аналитика. Собрать информацию о количестве чужих заказов, выручке, успехах и использовать ее ради своей прибыли — одна из основных «схем работы» селлеров. Именно эти данные помогут развиться, опираясь на чужой опыт.
Сразу скажем: эта информация не является запрещенной или личной. Это то же самое, что студент пишет дипломную работу, вначале прочитав и изучив материалы других ученых. Копирует ли он их? Только основные идеи, но суть, форма изложения — другие. В итоге студент получает свой собственный материал и оценку за свою длительную и сложную работу. Можно сказать, что сервисы дают инструкцию, как быстро стать лидером продаж.
Будем проводить анализ по следующим критериям оценки:
- Наличие тестового периода.
- Наличие обучающих материалов.
- Количество анализируемых площадок.
- Стоимость тарифов (от минимальной до максимальной, в рублях).
- Наличие реферальной программы.
- Возможность подключения внутренней аналитики.
- Наличие экспорта данных.
- Возможность разделить доступ между сотрудниками.
- Возможность сбора данных за длительный период.
- Работа службы поддержки.
По каждому параметру максимальный балл — 10, минимальный — 1. В итоге суммируем результаты, подведем расчеты и расставим сервисы по «достижениям».
Анализ сервисов
1. Наличие тестового периода
Платить за кота в мешке рискованно, тем более, когда денег от продаж на маркетплейсах еще нет. Поэтому почти на каждом сервисе есть демо-версия. Это возможность изучить платформу абсолютно бесплатно. Всего пару лет назад у некоторых сервисов не было даже такой возможности, была только платная подписка.
Сейчас же демо-версия — это достаточно распространенный маркетинговый ход. Дать чуть-чуть, а потом сказать: «Сначала заплати, а потом получишь остальное на вечное пользование». Правда, вечное в данном случае — это всего месяц, максимум — 3.
Сразу скажем: долгий бесплатный доступ — это не значит, что хорошо. Зачастую такие сервисы предоставляют либо крайне неточную, либо поверхностную информацию, которая понятна и логична даже без аналитики.
Почему так? Представьте, что вы разработчик. У вас есть сильная команда, которая горит своим делом, ваш продукт — крутой, пользователи с удовольствием пользуются площадкой и пишут восторженные отзывы. Плюс платформа постоянно развивается. Никто не хочет работать за бесплатно, сотрудникам нужно платить. Чем полезнее и ценнее продукт, тем, зачастую, меньше тестовый период.
Поэтому единицы готовы дать доступ на длительный срок. Зато при доступе на сутки автоматически можно попробовать весь функционал независимо от тарифа, который вы выберете после. Только за 24 часа при желании можно собрать статистику каналов, посмотреть отчеты и доступные настройки, определить прибыльность товара, автоматизировать работу — и это лишь верхушка айсберга. Так что не думайте, что сутки — слишком мало, ведь это не так.
2. Наличие обучающих материалов
Начинающему селлеру хочется (да и нужно) знать все. Особенно, если он до этого нигде не обучался и нигде не продавал. Интерфейс сервиса незнающему может показаться сложным и непонятным, даже если все будет до смешного просто. И причина вовсе не в умственных способностях продавца, он как раз-таки может быть очень даже умным. Ввиду того, что информация и сервисы будут новыми, сразу сложно разобраться что к чему и для чего.
Для этого у сервисов есть журналы и каналы на YouTube, Telegram, VK, Instagram. Честно говоря, наш любимый в этом плане — сервис для аналитики маркетплейсов MPSTATS. Тексты и видео простые и немного с юмором, но при этом все грамотно и доступно. Почитать их можно в блоге про маркетплейсы от МПСТАТС. Также ребята проводят форумы для селлеров и ведут бесплатные обучающие вебинары. Еще раз подчеркнем — обучение очень важно и нужно.
3. Количество анализируемых площадок
Большинство сервисов работают с Wildberries (Вайлдберриз), так как это самая востребованная площадка как для селлеров, так и для покупателей. На втором месте Ozon. Это пока что несменная двойка лидеров, остальные маркетплейсы на данный момент отстают. Активно стараются догнать Яндекс. Маркет, СберМегаМаркет, AliExpress, Lamoda, KazanExpress.
Практически у всех площадок одинаковый набор маркетплейсов, по этой причине поставим +1 балл каждому.
+3 балла заработал MPSTATS. Однако важны не столько площади, сколько глубина анализа. Например, SellerFox анализирует 6 платформ, но анализ настолько поверхностный и мало применимый, что начислять за это дополнительные баллы было бы нечестно по отношению к остальным.
4. Стоимость тарифов
А теперь перейдем к одному из решающих параметров для начинающих селлеров, у которых в кармане не слишком много свободных денег. Вот вы бесплатно протестировали сервис, а дальше система просит заплатить. Во сколько же оценивают свой труд сервисы аналитики? Мы проанализировали разброс от самого дешевого до самого дорогого.
Но когда составили таблицу, то поняли, что расставить баллы просто невозможно. У Shopstate доступ бесплатный, но и аналитика там такая, что платить за нее бы не стали. Баллы расставлять нечестно, поэтому мы присваиваем каждому +1.
Минимальная стоимость (990 рублей) у сервиса Wolbe. Если верить официальному сайту, это тариф на месяц после бесплатного ежедневного тестового периода. Подороже, но аналитика значительно лучше, у MPSTATS — базовый тариф стоит 4800 рублей.
Самая высокая ежемесячная плата в EggHeads Solutions — 25 000 рублей. Впрочем, как говорит о себе сам сервис, у них есть бесплатный бот в телеграмм. Но удобно ли там что-то анализировать? Нет. Подсчеты не проведешь, ничего не поставишь, да и данные в Telegram, полагаем, будут весьма поверхностными. Также в Telegram невозможно автоматизировать работу, а именно за этим многие селлеры идут в сервисы аналитики.
Итак, наша личная рекомендация по оценке цена/польза — MPSTATS. Разброс от 4800 рублей до 80 000 рублей. Для аналитики такого качества и такой глубины, как у них, стоимость невысокая. К тому же она быстро окупится прибылью. В среднем большинство селлеров пользуются расширенным тарифом — 20 000 рублей.
5. Наличие бонусной системы
Поделись ссылкой — получи бонус. Стандартная схема не только для различных онлайн-магазинов, но и для сервисов. Всем удобно: площадке — новые клиенты, селлеру — приятное вознаграждение.
За наличие бонусной программы ставим 1 балл.
Делиться, как оказалось, готовы не все. Конечно, в рамках реферальной программы можно пообещать баснословный процент — хоть 50 или 100. Но если сервис не оправдывает своей стоимости, то клиенты новые, как ни крути, не придут.
Во-первых, его вряд ли кто-то будет советовать. Свой авторитет дороже.
Во-вторых, даже если и посоветуют и кто-то придет, то надолго не задержится.
Думаем, именно поэтому некоторые сервисы решили даже не пытаться и не ввели бонусную систему за рекомендации.
6. Возможность подключения внутренней аналитики
Конечно, мы вначале говорили, что будем анализировать только внешнюю аналитику. Но совсем забыть и не упомянуть о внутренней было бы глупо. Возможность анализировать и вносить изменения в свои товары, контролировать стоимость и продажи продуктов — это очень крутая возможность. Подключение внутренней аналитики повышает эффективность сервиса в разы.
За это начислим +1 балл.
7. Наличие экспорта данных
Возможность делиться данным очень важна, если селлер работает в команде или у него есть партнеры, которые периодически требуют подтвержденной информации на графиках.
С выгрузкой проще отчитываться перед инвесторами, директором или даже просто перед собой. Удобно сохранять данные для себя, чтобы после сравнить прирост. Не нужно будет ничего пересчитывать вручную или сканировать.
Максимальные 3 балла получил MPSTATS. Он дает больше всего возможностей для выгрузки данных — CSV, API, XLS. Это значит, что документы откроются на любом компьютере, вне зависимости от того, что он поддерживает.
8. Возможность поделиться доступом
Эта опция, на наш взгляд, базовая и должна быть у каждого сервиса. Но по факту все совсем не так. Лишь некоторые сервисы предоставляют такую возможность.
Полный доступ дают лишь несколько сервисов из списка. Кто-то в качестве бесплатной опции, кто-то в качестве дополнительной услуги. Мы отметили MoneyPlace, MPSTATS, Salist.
Причина такой выборки — количество пользователей, у которых есть доступ. Например, у MPSTATS одновременно могут смотреть до 5 человек. Это значит, что можно поделиться доступом с зарубежными партнерами, спонсорами и другими людьми, которые постоянно следят за аналитикой.
Дадим этим трем сервисам +1 балл.
9. Возможность сбора данных за длительный срок
Отследить повышения цены в зависимости от сезона, изменения в карточке и на рынке, повышение спроса и другие показатели имеют огромное значение. В совокупности они позволяют понять, почему и как ваш конкурент стал лидером.
Конечно, селлеру необязательно детально отслеживать выручку за продажи в 2020 году — информация устарела на 3 года, этот показатель ни к чему. А вот посмотреть спрос на сезонные товары и динамику тренда очень важно. Например, когда люди покупают мишуру чаще всего. Если в 2021 году спрос вырос с 15 по 20 декабря, то вероятность того, что активный спрос будет в этих же датах в 2023 году, очень высока.
Баллы распределяем так: с 2019 — 3 балла, с 2020 — 2 балла, позднее — 1 балл.
Многие сервисы показывают данные за прошлые годы на поверхностном уровне. Не все хотят готовить глубокие данные за прошедшие годы, сохранять их и актуализировать с расчетом на настоящий момент.
MPSTATS показывает подробные данные за 3 года даже в режиме демо-версии. Это большое преимущество. Также данные прошлых лет не отличаются от настоящих — они такие же точные.
10. Служба поддержки
Хороший тон работы — это быть на связи в рабочее время и отвечать селлерам, когда у них возникают сложности или вопросы. Бот не всегда может оказать квалифицированную помощь, так как вопросы обычно требуют нестандартных ответов, вдумчивого погружения и детального рассмотрения проблемы.
Поддержку мы оценивали по полноте и оперативности ответов. Если ответ получен меньше, чем через 5 минут — 2 балла, если пришлось ждать дольше — 1 балл. К счастью, не было тех, кто не ответил вовсе.
Подведение итогов
Итак, по нашим расчетам лидером стал сервис аналитики маркетплейсов MPSTATS — он набрал 29 баллов.
В MPSTAST, помимо основных функций, которых ждут от сервиса аналитики, есть множество дополнительных инструментов для автоматизации процессов и облегчения финансового учета.
MPSTATS уже давно позиционирует себя не только как аналитический сервис, но и как сервис управления продажами и экосистема для селлера. Компания проводит конференции, организует инвестиционные платформы, проводит бесплатное обучение и работает только в белую. Этот сервис можно считать неотъемлемой базой каждого селлера. В нем нет ничего лишнего и есть все необходимое, поэтому смело можем его советовать.
Наверное, уже через год появится пятерка новых сервисов, которые будут еще круче, чем нынешние. Хотя, учитывая скорость развития MPSTATS, обогнать именно его будет практически невозможно. Больше информацию о сервисе можно посмотреть по ссылке.
Выходит, средневековье - это не только рыцари в доспехах, пышные пиры в замках и красочные турниры, но и страшные болезни. Нам почему-то...