Впрочем, мы отвлеклись; вернёмся к самостоятельному обучению. Ведь именно этим способом — изучая язык самостоятельно или заочно (дистанционно) — мы пытаемся сэкономить на плате за обучение. И в этом нет совершенно ничего плохого! Однако, нужно хорошо представлять себе, что вы можете и чего не можете получить в этом случае.
Не так давно нам написала некая
Понимаю, почему А.Г. обратилась к нам. Не просто описание курса, но отзывы тех, кто закончил разные уровни нашего курса, способны вселить надежду даже в человека, много лет испытывающего поражение в достижении своей цели. Но сейчас даже не о том речь, что методика обучения на курсе «English as a Second Language» (ESL), используемая в сети центров Прикладного Образования (не путать с обычным широко распространённым в мире курсом ESL!) действительно даёт результат, во много раз превышающий результаты многих других курсов и систем обучения. Сейчас поговорим о том, что можно и что нельзя сделать самостоятельно. Также коснёмся вопроса, который не раз задавали нам люди, обращающиеся по поводу обучения: почему, если наш курс такой эффективный, нельзя организовать заочное (самостоятельное) обучение с тем же результатом.
Как известно, знание любого иностранного языка предполагает умение читать, писать, слышать и говорить на нём. При этом с последним пунктом — говорить — основная масса обучающихся испытывает наибольшие трудности. Слышать и понимать ещё можно научиться по аудиозаписям (для простоты звук в фильмах отнесём сюда же — к аудиозаписям). Читать и писать — это то, чем многие овладевают более-менее легко. Это именно то, чему чаще и учили в советских школах. Это та методика, на которой и по сей день строится большинство курсов английского языка, даже те, которые утверждают, что используют оригинальные разработки. Именно поэтому и результаты обучения схожи: как фасад здания не исправляй, по сути оно останется тем же самым зданием.
Итак, при определённом уровне настойчивости и прилежания, вы можете усвоить то, что написано в учебнике (а это чаще всего слова и правила грамматики), а также научиться распознавать английскую речь. В этом помогут аудиозаписи и фильмы. Но и у видео, и у аудио при всех их преимуществах есть один большой недостаток. И, к сожалению, его не в силах исправить никакая мультимедийная программа. Разве что в будущем это будет осуществляться с помощью систем искусственного интеллекта. Этот недостаток состоит в том, что с аудиозаписью невозможно поговорить. Пообщаться вживую.
С записью нельзя вступить в диалог. Голос из записи не ответит на вашу реплику. Из этого следует, что вы можете быть не уверены (или не можете быть уверены), что вас действительно поймёт англичанин или любой другой человек, говорящий на английском. Даже если вы слышите диалог (их можно в достаточном количестве при желании найти в учебных материалах по английскому языку) и можете быть то одним, то другим персонажем, вы совершенно не в силах изменить то русло, в котором протекает ваша беседа: ни углубиться в подробности, ни изменить тему.
Можно сколько угодно слышать английскую речь. Но, как показывает случай с А.Г. (а также достаточно много других подобных случаев с другими людьми), просто «жить в среде» — недостаточно для того, чтобы усвоить язык, чтобы он впитался в вас и стал близким, чтобы вы могли свободно говорить на нём. И это естественно! Ведь люди на улице — они говорят то, что приходит в их голову!
Человеку, начинающему изучать английский, понять сказанное бывает сложно — сложные предложения со сложными оборотами. Куда проще усваивать язык, когда это происходит как в детстве: когда фразы вначале совсем простые, а со временем начинают обрастать новыми словами и оборотами речи. «На улице» (в языковой среде) такое обучение получить сложно, если возможно. Мало кто станет подстраиваться под вас весь период вашего обучения. Казалось бы, с этим неплохо должны справляться курсы и репетиторы. Ведь обучение иностранным языкам — не новая отрасль знаний, должна бы быть эффективная методика обучения. Да вот только практика, реальность опровергает такое предположение.
Чем же отличается курс ESL в Прикладном Образовании от прочих курсов и методик? Обширной языковой практикой. Если вы изучаете много теории и немного практикуетесь, у вас будут сложности. Ведь чтобы научиться водить машину, вы не сидите целыми днями в классе, изучая строение автомобиля. Зачем же вы тратите столько времени на изучение строения языка? Крамольная мысль? Можно долго рассуждать о правильности и неправильности чего бы то ни было. Но все авторитетные суждения не стоят и ломаного гроша, когда дело доходит до проверки на деле, до практики. Надо долго учить грамматику, чтобы заговорить? Но почему мало кто умеет общаться, ведь столько людей учит грамматику?! Вы действительно верите, что невозможно уметь работать на компьютере, не зная его устройства? Скажите, неужели шестилетний ребёнок так хорошо знает грамматику? Но ведь он разговаривает, да ещё некоторых поди останови!
Итак, чего не может дать ни заочное, ни самостоятельное обучение, какими бы замечательными, современными и совершенными они ни были — они не могут вас научить говорить. Даже многие курсы и репетиторы не могут научить этому. Почему? Как этого избежать? Как научиться говорить на английском? В чём разница между обучением в школах и тем, как маленькие дети учатся говорить языку, не изучая грамматику? Об этом и многом другом вы можете узнать, посетив бесплатный ознакомительный урок английского языка в Москве, других городах СНГ или других центрах Прикладного Образования в мире.
Узнайте, что вас останавливало. Начните говорить по-английски!
...Вот почему я предлагаю сделать к/ф "о таких разных американцах" по мотивам книжки "Ну, что тебе сказать про СэШэА?" ...