Но с поступлением в первый класс все меняется — он попадает в новое, еще незнакомое окружение, частью которого ему предстоит стать. Однако не всем детям легко даются новые знакомства и не все способны быстро адаптироваться в непривычной среде. Почему так происходит? И что могут сделать родители, чтобы их ребенок нашел общий язык со сверстниками? Попробуем разобраться.
Особенности детской коммуникации
Как правило, чтобы познакомиться с кем-то, ребенку достаточно подойти и сказать: «Привет, я Петя. А тебя как зовут?» Тем не менее, одни дети быстро находят новых знакомых, другие с трудом налаживают отношения с 1−2 друзьями, а третьи так и остаются одиночками. С чем это связано?
Причин несколько:
- особенности характера (уже в детстве проявляются явные задатки к интроверсии или экстраверсии);
- опыт общения (если в ранние годы у ребенка было мало контактов со сверстниками, ему просто непривычно заводить новых знакомых);
- отношения в семье (в общительных семьях, которые часто собираются на посиделки с друзьями, дети более открыты и коммуникабельны).
Еще один важный момент — психологические проблемы. Речь идет как об обычной замкнутости, когда ребенку просто трудно быстро сближаться с другими, так и о серьезных заболеваниях вроде аутизма, при которых ребенок не способен устанавливать близкие контакты.
Почему ребенка отвергают?
Увы, такое случается. Вроде бы, ребенок расположен к общению, но в школе его отвергают — не хотят дружить, не принимают в свои компании или вообще не реагируют на него. И на это есть несколько основных причин:
- Неправильное поведение. Если ваш ребенок хулиганит, задирает других детей и агрессивно отстаивает свое мнение, вряд ли он обзаведется закадычными друзьями. Кто же захочет дружить с отъявленным хулиганом?
- Отличия от других детей. К сожалению, дети порой более жестоки, чем взрослые. Причиной гонений в детской среде могут стать другая национальность, финансовое состояние семьи или даже возраст родителей.
- Проблемы со здоровьем. Иногда дети проявляют сочувствие к более слабым одноклассникам, но чаще они не задумываются о причинах слабости — она становится мишенью для насмешек.
Что делать родителям?
Если вы видите, что ребенка отвергают из-за субъективных причин (будь то внешность, национальность или благосостояние родителей) и каждый день в школе превращается для него в настоящую каторгу, избавьте его от ненужных мучений. Подумайте о переводе в другое учебное заведение, в котором меньшая вероятность столкнуться с подобными проблемами.
Если вы обладаете средним достатком, не отправляйте ребенка в элитную гимназию для «золотой молодежи». Вы можете надеяться, что там он получит более качественные знания, но очень велика вероятность стать жертвой насмешек и издевок со стороны сверстников.
Если у ребенка диагностированы серьезные заболевания, оформите его в специализированную школу, в которой он получит надлежащий уход и хорошее образование наравне с другими ребятами.
Если же видите, что причина отвержения во вздорном характере ребенка, его неподобающем поведении или излишней замкнутости, постарайтесь мягко решить проблему.
Что вы можете сделать для своего ребенка?
- Попробуйте просто поговорить с ним: объясните, почему важно учиться заводить друзей, вспомните собственный опыт, поделитесь жизненными наблюдениями.
- Предложите ребенку пригласить одноклассников домой — на день рождения или просто в гости.
- Запишите ребенка на дополнительные занятия, например, ментальную арифметику или мегаскорочтение. Здесь он сможет не только найти друзей, но и узнать много нового, а значит, ему будет чем поделиться с одноклассниками.
Чего делать нельзя?
- Не давите на ребенка, не обвиняйте его в замкнутости, не ругайте и не сравнивайте с другими, более дружелюбными детьми.
- Не поощряйте изоляцию от коллектива и не игнорируйте проблему — это сейчас она кажется пустяком, а дальше могут начаться настоящие сложности.
- Не пытайтесь купить друзей для ребенка сладостями, подарками или развлечениями — так вы не научите его самостоятельно заводить новые контакты и только усугубите проблему.
Если ваш ребенок веселый и общительный, легко знакомится со сверстниками, интересуется коллективными играми и любит проводить время с другими детьми, можете не переживать, что в школе он станет белой вороной. Но если социальная коммуникация дается вашему чаду слишком тяжело, постарайтесь помочь и оказывайте любую посильную поддержку. И не забывайте, что ваше невнимание может вернуться серьезными проблемами в будущем.
...Вот почему я предлагаю сделать к/ф "о таких разных американцах" по мотивам книжки "Ну, что тебе сказать про СэШэА?" ...