Вы затачиваете карандаши, говорите с коллегами, оплачиваете какие-то счета, обедаете, отвлекаетесь на мелкие проблемы, перезваниваете куда-то, чтобы освободить время для важного звонка, и обнаруживаете, что день прошел, а вы так и не позвонили. Знакомо?
Давайте разбираться, что это такое и как с этим бороться.
Расставьте приоритеты
Довольно часто мы отвлекаемся и распыляемся лишь потому, что не знаем, какое дело действительно имеет значение, а какое — нет. Поэтому, если вы не можете решить вопрос за один раз, стоит определить его приоритетность.
Иногда, когда взрослый человек попадает в цейтнот, он теряет не только внимательность, но и трезвый взгляд на вещи: оплата штрафа за парковку может показаться не менее неотложным делом, чем тушение загоревшейся корзины для бумаг.
Иногда человека просто парализует. Поэтому помните о расстановке приоритетов. Глубоко вдохните. Важное делайте в первую очередь. Затем переходите ко второй и третьей задачам. Не останавливайтесь.
Научитесь говорить «нет»
Неспособность сказать «нет» способна загнать вас в положение вечно перегруженного и переутомленного человека. Поэтому очень важно научиться умению говорить «нет» — то есть вежливо отказывать людям в их просьбах.
Для того чтобы вежливо отказать, надо произнести приблизительно следующее: «Я с радостью исполнил бы вашу просьбу, если б у меня было время, но, к сожалению, ситуация складывается так, что я не смогу сделать работу достаточно качественно и быстро». И всё. Ваш собеседник понял, что вы не готовы потратить своё время на его заботы и будет сам решать, как поступить в этой ситуации. Вы же освободили себя от бремени выполнять работу, за которую вы не должны и вам не хочется браться.
Помните, если вы будете все время говорить «да», то очень скоро переутомитесь и выгорите дотла, перестанете приносить пользу компании, семье и самому себе.
Находите время на тишину
Даже если мы сосредоточены на каком-то деле, нет-нет да и промелькнет мыслишка. Хотя как сказать мыслишка: в нашей голове идет безостановочный внутренний диалог. Не говоря уже о всем остальном времени, когда радиостанция «Нескончаемые размышления» привносит в наши дни тревогу, страх и другие негативные эмоции. В конечном итоге это влияет на нашу работоспособность. Если мы измотаны мыслями, какие уж тут дела. Стоит научиться выключать это внутреннее радио для обретения внутренней же тишины.
Возьмите себе привычку пять минут ежедневно сидеть неподвижно и стараться останавливать свои мысли. День за днем это будет получаться все лучше. Это поможет добиться максимальной концентрации.
Кроме того, если рабочее место позволяет и ваши коллеги не против, выделите 20−30 минут на сон после обеда. Это поможет вам взбодриться и с новой силой взяться за оставшиеся дела.
Личный опыт
Когда мне необходимо сосредоточиться на том или ином занятии, я предпочитаю работу с таймером. То есть я ставлю песочные часы или завожу таймер на 15 минут, отключаюсь от внешних раздражителей и стараюсь полностью погрузиться в поставленную задачу.
Очень важно на этот промежуток времени убрать подальше телефон, закрыть вкладку Фейсбука, поставить статус «Не беспокоить» в Скайпе и максимально отгородиться от других похитителей внимания.
Если за 15 минут не произошло никаких сдвигов, то я вновь завожу таймер или ставлю песочные часы и продолжаю работать над задачей. Как правило, максимально я могу «тупить» только первый отрезок времени. Потом мне становится совестно, мозг запускает особые механизмы и я погружаюсь в то или иное задание.
После 2−3 таких погружений я делаю 10-минутный перерыв — пью чай или выхожу на прогулку, или медитирую, после чего вновь возвращаюсь к заданию. И так до тех пор, пока его не закончу.
Но самый важный совет для сохранения концентрации внимания — это научиться получать удовольствие от того, чем занимаетесь. Просто выполняйте свою работу от души и искренне радуйтесь положительным результатам.
По материалам книг «Час тишины», «Максимальная концентрация» и «Почему я отвлекаюсь».
Александр Котов, подозреваю, что информации о заболеваниях, которыми страдали в Средневековье крайне мало еще и потому, что к медикам...