В наше время «открытых истин» и доступа к информации получить рецепт монастырского кваса на ржаной закваске не представляет затруднений. Но надо понимать также и то, что в каждом монастыре — свое производство, свой технолог, рецептура, и, как следствие, вкус готового продукта отличается. Справедливо говорят, что такова «визитная карточка» монастыря. Поэтому нет смысла приводить какой-то один рецепт. Есть его основа, но есть много различных вариантов.
К примеру, в некоторых вологодских монастырях к хлебному квасу добавляют ячмень, а в тихвинских — изюм; все это о квасах на ржаной основе. А есть и пшеничный квас, и даже карамельный с добавлением мяты, мелисы, тимьяна. А также субпродукты на их основе, такие как окрошка и тюря.
Есть общая черта, свойственная монастырскому квасу — это отсутствие сахара. При дегустации свежего напитка присутствует нота горчинки, и это делает его абсолютно не похожим на квас промышленного изготовления. В последнем варианте, даже если производитель указывает на особенность «живого брожения», это нельзя проверить, а кроме того, по вкусу чувствуется присутствие сахара; в монастырских этого эффекта нет.
Особым составом приготовляют в монастырях глинтвейн — на основе вина марки кагор. Кроме прочих, важен и такой фактор: стоимость монастырского, содержащего алкоголь, глинтвейна примерно в 2 раза ниже того, что можно получить в кафе и розничных торговых точках, специализирующихся на продаже сего напитка.
Особенно интересен монастырский хлеб, рецептура которого также разнится от традиций и места.
Нет смысла спорить о гастрономических оценках продукта, ибо у каждого — свой вкус. Скажу лишь, что монастырский хлеб желательно употребить в пищу в первые 12 часов после изготовления, причем чем раньше это сделать — тем «вкуснее», хотя и это мнение субъективно. Теплый, да с корочкой — особенное удовольствие для тех, кто понимает и принимает.
Главное, на чем сходятся специалисты и эксперты — свежий, еще горячий монастырский хлеб нежелательно упаковывать в целлофановые пакеты. Вместо них используйте бумагу, ткань на основе хлопка или широкие по размеру салфетки. Выдержав в них 0,5−1 ч, после остывания монастырский хлеб можно переложить в пакеты для дальнейшей и более длительной по времени транспортировки.
Особенное содержание бездрожжевого, на кефирной и молочной закваске монастырского ржаного хлеба — его состав. Вареные лук и морковь — в значительной пропорции, корица, очищенные семена подсолнуха несколько удорожают продукцию, но оно того стоит, в результате получается буквально кулинарный шедевр монастырской кухни.
Такой хлеб можно было бы назвать овощным. Вы потребляете его как пирог — настолько готовый и теплый продукт вкусен и желанен. Хлеб несладкий. С добавлением, по индивидуальному по вкусу, джема, варенья, сметаны или сливочного масла можно за один присест (проверено!) поглотить 700−800 г такого хлеба. Причем продукт хорошо метаболизируется в организме человека по причине натуральности компонентов. Не приводит к ожирению.
Поможет и дневник систематического питания бездрожжевыми и без добавления сахара монастырскими продуктами на натуральной основе. В результате — снижение массы тела, а эффект ощущения «энергии» и желания «свернуть горы» сохраняется дольше.
Александр Котов, подозреваю, что информации о заболеваниях, которыми страдали в Средневековье крайне мало еще и потому, что к медикам...