Неизвестно точно — был ли человек, которому посвятила свой подвиг женщина, не привыкшая готовить и даже презирающая это прозаическое занятие, её любовником… Возможно, он был просто её другом. Молва не даёт однозначного ответа. Человеком этим был высокопоставленный немецкий офицер, глава внешней разведки Третьего рейха — Вальтер Шелленберг. Познакомившись с мадемуазель Шанель в годы войны, он наверняка был одним из поклонников её таланта.
Но если бы только это… Была, кроме того, ещё одна тайная история, связавшая их воедино, и выплывшая на свет сравнительно недавно. И история эта, что хочется отметить особо, делает честь им обоим. Дело в том, что Габриэль Шанель — женщине деятельной и неравнодушной к жизни вообще — видимо, недостаточно было быть всего лишь дизайнером и «модисткой» в оккупированной гитлеровцами стране, в такое тяжёлое для неё время…
Коко чувствовала в себе силы и потенциал для участия во всём происходящем не только как достойный гражданин своей страны, но и как гражданин мира. И, конечно же, как настоящая женщина — созидающая, а не разрушающая, она прежде всего мечтала о прекращении войны. Вот это и явилось причиной её знакомства с Шелленбергом.
Задумав фантастическую (и как показало время — утопическую) «миротворческую акцию», Габриэль Шанель по собственной инициативе, через своего приятеля — атташе немецкого посольства, выходит на Вальтера Шелленберга — шефа разведслужбы СС, доверенного лица в аппарате Гиммлера, и уже по его вызову едет затем к нему в Берлин.
Познакомившись с ним поближе, Габриэль заинтересовывает его своим планом настолько, что они начинают вместе готовить операцию под названием «Модная шляпка». Конечной целью операции было заключение сепаратного мира между Германией и западными союзниками.
Свои услуги мадемуазель Шанель предлагала только в качестве посредника, поскольку лично была знакома с Черчиллем и, возможно, ей казалось, что она действительно могла бы оказать на него влияние и сыграть важную роль в перемирии сторон. Самое интересное — то, что Шелленбергу вначале эта затея показалась вполне жизнеспособной. Его миссия в данной операции заключалась в том, чтобы дать «модистке» некое письмо для Черчилля от лица немецкого командования.
Насколько велико было обаяние этой женщины, мы можем судить по тому факту, что даже такой человек, как глава немецкой разведки, проникся её идеей. Позже, когда
Ну, а Мадемуазель ничего не оставалось делать, как с чувством выполненного долга и чистой совестью вернуться обратно в Париж. И, хотя вела она себя там явно нейтрально, все её контакты с немцами, начиная со связи с немецким атташе, были замечены и «взяты на карандаш». По окончании войны на неё, в связи с этим, навесили ярлык пособницы фашистов, обвинили в коллаборационизме (фр. сollaboration — осознанное и добровольное сотрудничество с врагом в его интересах и во вред своему государству) и даже «упекли» ненадолго за решётку…
Сам Уинстон Черчилль в 1944 году вступился за неё и договорился с новыми властями Франции о том, чтобы Мадемуазель отпустили, но французы были настолько агрессивно настроены против своей, некогда любимой «кутюрье», что её выпустили только с условием, что она покинет Францию. Вынужденная эмигрировать, Шанель поселилась в Швейцарии, где прожила до начала пятидесятых годов, и куда — по стечению обстоятельств, прибыл после отбывания наказания бывший военный преступник Вальтер Шелленберг.
Из всех преступников, его «подельников», он получил на Нюрнбергском процессе в 1946 году самое мягкое наказание — всего шесть лет тюрьмы (за недоказанностью обвинений). А так как у него к тому времени ещё и развилась тяжёлая болезнь, то он получил вольную «на все четыре стороны». (Замечу от себя: Шелленберг, если вы помните — это тот персонаж, которого сыграл в «Семнадцати мгновениях весны» Олег Табаков.)
Вот в таких невесёлых обстоятельствах и возобновилась дружба военного преступника и «коллаборационистки» Коко Шанель. Он был без средств к существованию, больной. Она — несчастная изгнанница, без любимой богемной среды, без работы и возможности творить, поддерживала его, чем могла, а когда он умер, даже похоронила на свои деньги.
Эта странная и не слишком известная в широких кругах военная история основана на документах из архива британской разведки, рассекреченного в 1995 году — через пятьдесят лет после окончания Второй мировой войны. Но пока Шелленберг был ещё жив, Коко проявила к нему самые лучшие человеческие чувства — и душевную теплоту, и заботу, а также скрашивала, чем могла, его последние дни, взявшись даже собственноручно готовить ему еду.
Больному нужны были только диетические блюда, и ей приходилось отыскивать в поваренных книгах именно такие рецепты. А однажды Коко вдруг вспомнила о том рецепте, очень подходящем в данной ситуации, который подарила ей некогда сама Великая русская княжна Мария Фёдоровна Романова…
Романовой, эмигрировавшей из России во Францию после русской революции, Шанель предоставила работу в своём Доме моды, и их одно время связывала настоящая женская дружба. Благодарная Мария Фёдоровна часто рассказывала Коко о своей стране — о её обычаях и своеобразной национальной кухне, приводя на память рецепты приготовления некоторых, самых интересных блюд.
Только где же он — этот листочек, на котором Мари записала ей рецепт? После долгих поисков истлевший листочек с автографом Великой княжны всё же был найден… И тут я воспользуюсь цитатой с кулинарного сайта Юлии Высоцкой «Едим дома»:
«- Милый, нынче я приготовлю тебе любимую кашу этого изверга… как его звали? Ну того ужасного русского царя? — с порога огорошила Вальтера Коко, вбежав к нему в переднюю.
— Иван Грозный, дорогая. Но к чему нам такая экзотика? — Шелленберг пожал плечами. — Впрочем, как знаешь… Кухня в твоем распоряжении, вот только Лиззи я отпустил».
Варила ли всё-таки именно «гречку с апельсинами» знаменитая Коко — не знает точно даже Юлия Высоцкая, а вот рецепт приготовления пикантной овсяной каши от Коко Шанель она в «Едим дома» всё-таки приводит. Может и вы, дорогие читатели, попробуете приготовить себе такую кашку «от кутюр»?
Тогда к вашему вниманию
Поридж от Коко:
овсяные хлопья — 1 стакан,
сливки или сгущенное молоко — 0,5 стакана,
сахар, соль, корица по вкусу,
очищенные грецкие орехи,
ломтики груши,
листья мяты.
Приготовление
Всыпать хлопья в подсоленную воду (1 стакан), довести до кипения и варить 3−4 минуты. Добавить в кашу сливки или сгущенное молоко, сахар и варить еще 2 минуты. При подаче на стол посыпать корицей, украсить ядрами грецких орехов, тонкими ломтиками груши и листьями мяты.
А я к этому могу только добавить по-французски: «Bon appétit»!
Мариночка, 5!!!
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Таня и Оля! Спасибо, девочки!
Вот ещё картинка с показов на неделе моды "Шанель" (И я там был - мёд, пиво пил...)
0 Ответить
И вот ещё одна!
И на этом, кажется, всё!
Это сама Шанель в хорошем настроении и в не слишком старом возрасте.
0 Ответить
Марина, замечательный рассказ! Тебя читаешь, будто слушаешь!
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Марина, снимаю шляпу...
Оценка статьи: 5
0 Ответить
БЛАГОДАРЮ, Юрий!
А вот какая прелестная "моделька" на показе "Шанель"!
0 Ответить
Марина Дутти, великолепно написано! Звездная Коко, оказывается, умела быть милой и домашней, даже кашу варила .
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Большое спасибо,Светлана, за такую похвалу!
Да, "звёзды" же тоже - люди!
Неделя моды "Шанель"
0 Ответить
Здесь, в самом первом комментарии к своей статье я хочу, дорогие читатели и коллеги пояснить, что не ради памяти нациста Шелленберга писалась эта статья. И даже не ради умницы Коко Шанель, задумавшей хоть и неосуществлённую ею, но такую правильную, чисто женскую миротворческую миссию со своей стороны (операция «Модная шляпка»), и не для того, опять же - чтобы рассказать, как трогательно она ухаживала за больным (и какая ж молодец!)…
…а только лишь ради НАШЕЙ, РУССКОЙ КАШИ – гречневой, да ещё и с апельсинами, рецепт которой дошёл аж до самого Парижа…
Гордость за наше русское блюдо подвигла меня написать об этом, и то, как хорошо звучит вот это сочетание: «русская каша от Коко Шанель»…
И ВСЁ!
0 Ответить
А вот тут ещё интересную заметочку хочу привести от самого Олега Павловича:
Олег Табаков: Открытка от Шелленберга :
- Картина "Семнадцать мгновений весны" приносила мне много пользы везде, где этот фильм показывали. Несколько лет назад мне к Рождеству пришла открытка. Знаете от кого? От племянницы Шелленберга. Красивая такая открытка. Олень с золочеными рогами, саночки, Санта-Клаус ими правит, гномы сидят, держат мешки с подарками. А на обороте написано: "Спасибо Вам, что в фильме Вы были так же добры, как был добр мой дядя Вальтер". Ни больше, ни меньше.
Материал сайта "Tele7"
0 Ответить