Даже в стихах и песнях можно встретить хорошие добрые слова об этом растении. Недаром самая полезная каша называется геркулесовой — словно богатырскую силу древнегреческого героя дарит она! Кстати, интересно — ел ли Геркулес на самом деле овсяную кашу? Перед глазами появляется картина — к сидящему за столом герою подходит бородатый дворецкий и говорит: «Овсянка, сэр!..»
Перейти к предыдущей части статьи…
Даже если Геркулесу и не довелось полакомиться «геркулесовой кашей» — не беда. Мы с вами запросто можем наверстать упущенное древними греками.
Овёс посевной (Avena sativa L.), семейство Злаки (Poaceae) — травянистый однолетник 60−100 см высотой, с голыми листьями, обладающими синеватым отливом в зелёной окраске. Цветёт на протяжении всего лета. Все цветки (их два или три) в крупном колоске, сжатом с боков, не сочленены с осью и при созревании не осыпаются. Впрочем, ость присутствует лишь на чешуях нижних цветков; встречаются и совершенно безостые формы. Колосковые чешуи по краям перепончатые и без киля. В цветке (мелком и невзрачном, потому что ветроопыляемом) три тычинки. Нижняя цветочная чешуя ланцетная, на верхушке двузубчатая, около 20 мм длиной. Количество цветков с остями может варьировать в зависимости от агротехники и степени влажности. Колоски собраны в раскидистую, до 25 см, метёлку. Плод — зерновка, покрытая по всей своей поверхности мягкими прижатыми волосками.
Культура овса настолько древняя, что однозначно ответить на вопрос о его родине однозначно очень трудно. Например, учёный-биолог Декандоль считал, что овёс не был известен ни древним египтянам, ни древним евреям. Но в остатках озёрных построек Швейцарии — правда, лишь в позднем, бронзовом их периоде — археологами овёс был найден. В древности овёс был известен и в северных районах Греции, и на севере Италии. Плиний Старший сообщал, что древние германцы возделывали овёс и варили из него кашу. Гален упоминал, что овёс сеяли в Индии. Диоскорид не только упоминал о нём, но и применял овёс в своей медицинской практике — овсяную слизь против кашля, зерно овса для разнообразных компрессов, а кашицу из зерна от расстройства кишечника. Так что и древние греки, и древние римляне, как говорится, были в курсе дела.
Даже филологический сравнительный анализ позволяет признать и, более того, утверждать — очень раннюю, давнюю, культуру овса. У древних кельтов (происхождение современных грузин, по всей видимости, подобно ирландцам, а также баскам в Испании, именно кельтское), у славян и в германских племенах англов и саксов это растение имело сходные названия: ирландское «корка» и грузинское «кари», баскское «ольба» и «олоа», славянское «овизу» или «овесу», английское oats.
Тот же Декандоль доказывал, что, поскольку овёс дичает легче других злаков (так что иногда кажется дикорастущим, хотя настоящий дикий овёс посевной не известен), и особенно в Австрии, а также на территориях к востоку от неё, наиболее вероятным центром его происхождения следует считать область умеренного климата восточной Европы.
Угадать родину овсяной культуры и родоначальника культурного овса совсем не просто. Овёс выращивают в северных странах, но и в южном направлении эта культура тоже продвинулась. Есть овёс и в Аргентине, стране почти субтропической, и в США, Венгрии, а в Корее и Туркменистане его возделывают в горах на такой высоте, где уже плохо вызревают иные культурные злаки.
Некоторые учёные склоняются к мнению, что овёс следует считать растением западной Азии. Г. Танфильев считал, что овёс «был впервые взят в культуру, вероятно, там, где овсюг (сноска внизу страницы, ред. — *сорняк, близкородственный овсу вид) особенно обилен, а именно — в степях южной или юго-восточной России». Надо отметить, что многие западноевропейские биологи разделяют мнение, близкое к мнению Танфильева, о европейском происхождении культурного овса.
Последнее слово в этом вопросе принадлежит, похоже,
Вавилов также указывал на своеобразие особой группы китайских овсов, а именно овсов с голыми крупными зёрнами — Avena nuda L., что говорит о существовании особого китайского или китайско-монгольского центра возникновения овсяных культур.
Генезис культурных овсов, считал Вавилов, связан с дикими и сорными видами Avena fatua L., A. Ludoviciana Dur., A. sterilis L., A. barbata Pott — причём ближе всего стоят к культурному овсу первые два, дающие с ним плодовитые гибриды, а первый из них распространён на огромном протяжении от северной Европы до Гиндукуша.
Конечно, связывать историю формирования культурного овса только с Европой было бы крайне ошибочно. Кстати, совершенно оригинальной группой овсов обладает Эфиопия — они очень сильно отличаются и от азиатских, и от европейских.
На основании всех этих фактов следует признать, что культурные овсы не имеют единого географического центра — их происхождение, как принято говорить, полифилетично. Вавилов определил пять центров происхождения культурного овса: Средиземноморье, Эфиопия, северная и северо-западная Европа, обширные просторы Азии от Закавказья до Китая и, наконец, сам Китай. Впрочем, для группы сортов овса посевного (Avena sativa) Вавилов определил четвёртый, закавказско-китайский, центр.
Завершая «исторический поиск», следует упомянуть о том, что происхождение овса оставалось бы и сегодня неясным, если бы в 1916 году во время путешествия по Ирану
Исследования полбяных полей на Пиренеях у басков и в Болгарии, в Поволжье и Прикамье, в Закавказье и Малой Азии, в Крыму и, наконец, в Эфиопии — словом, всюду, где разводилась полба — убедительно показали, что овёс является её непременным спутником, выявляясь при этом в оригинальных расах, которых Вавилов насчитал два десятка.
Александр Котов, подозреваю, что информации о заболеваниях, которыми страдали в Средневековье крайне мало еще и потому, что к медикам...